Церковь Святого Елевферия / Афины Церковь Святого Елевферия, до середины XIX века называвшаяся церковью Богоматери Горгоэпикоу, в настоящее время является часовней стоящего рядом православного собора Благовещения Пресвятой Богородицы.   В оригинальном названии церкви «Богоматери Горгоэпикоу», слово «Горгоэпикоу» в переводе с греческого означает «скоропослушница», т. е. «быстро отвечающая на молитвы». Также существует версия о том, что она была названа в честь Георгио Пико (Γεώργιο Πήκο), доктора владельца этого района. Церковь Святого Елевферия это небольшой тетрастильный (на четырёх колоннах) крестово-купольный храм с полушестигранной апсидой (восточной алтарной частью), притвором и восьмиугольным барабаном с «афинским» куполом. Прототипом для неё послужила церковь Богоматери при монастыре Святого Луки. Здание, построенное в XI – XII веках почти без использования скрепляющего раствора, дошло до наших времён практически в оригинальном виде, что свидетельствует о качестве постройки и значительном экономическом и культурном процветании Афин в ту эпоху. Церковь имеет размеры 12, 20 метра в длину и 7, 60 метра в ширину. Она, вероятно, стоит на руинах античного храма, посвященного богине-родовспомогательнице Илифие (Ειλειθυία). Этот храм, что является уникальным случаем в византийской архитектуре, был полностью построен из лома мрамора, привезённого со всей округи. Нижняя часть до уровня окон состоит из простых гладких блоков, тогда как верхняя сделана из большого количества (около 80) блоков с рельефами, опоясывающими церковь по всему периметру в два – три яруса. Мрамор был взят с руин античных, раннехристианских и византийских памятников и встроен в здание с сохранением симметрии, но без сохранения тематичности. Таким образом, церковь является кратким справочником по афинскому искусству начиная с архаического периода и заканчивая временем его постройки. Не все панели сохранились до наших дней и часть из них теперь заменяют современные копии. Не сохранились и четыре колоны, поддерживавшие купол – в 1833 году из-за плохого состояния они были заменены. В какое-то время на западном фасаде была пристроена колокольня, но в 1836 году она была убрана. Мраморные рельефы на западном фасаде — Леда, сидящая на лебеде (на самом деле, это Юпитер); — птицы, пьющие воду (вода это источник жизни, символизирующий Иисуса и Деву Марию); — квадраты с суперструктурными элементами: четыре «цветка» справа от окна символизируют огонь, воду, воздух и землю, а три слева – Святую Троицу; все вместе – это Вселенная, всё сущее; — плита с цветочным орнаментом; — три плиты с крестами, на одной из которых добавлены изображения грифонов (крылатые львы с головами орлов); — древнегреческий архитектурный пояс (ζωφόρος). Первоначально он был длиной шесть метров, но, поскольку западный фасад короче, византийскому архитектору пришлось обрезать его конец (правую часть). На этом поясе изображено 12 групп людей – в соответствии с 12 месяцами в лунном календаре Аттики. Каждый отрезок начинается с персонализированного изображения месяца и завершается соответствующим знаком зодиака. Остальные фигуры изображают характерные для данного месяца праздники (Панафинеи или Гераклеи), виды работ (пахота, посев) и городскую деятельность (военная подготовка мальчиков). Три креста были вырезаны на поясе уже во время строительства этой церкви. Интересно, что в начале пояса стоит не первый месяц календаря Аттики гекатомбеон (часть современного июля и августа), а пианепсион (часть октября и ноября), с которого год начинался в других частях Древнегреческого мира, например, в Македонии. — плита с павлинами и змеями (символизируют земное и небесное, тело и душу), грифонами и водой; — плита со львами (символами независимости и силы государства, а также особого положения человека на Земле); — плита с грифонами, имеющими антропоморфные черты (символизируют дерево жизни; преемственность).   Западный фасад Мраморные рельефы на южном фасаде — анаглиф с крестами; — плита с крестом и геометрическим мотивом — фронтон; — перемычка над дверью; — козырёк с надписью «ΗΡΑΚΛΕΩΝ ΗΡΑΚΛΕΟΝΟΣ ΚΗΦΙΣΙΕΥΣ ΔΟΡΟΘΕΑΣ ΓΕΝΟΥΣ ΜΥΡΙΝΝΟΥΣ ΘΥΓΑΤΗΡ»; — панель с изображением орла, схватившего зайца (символ того, что человек должен подавлять греховные страсти и тогда дух восторжествует над плотью; заяц символизирует земную жизнь); — над тимпаном двери находится панель с изображением Элевсинских мистерий (слева направо): факелы (с круглым кончиком это опийный мак, который давали мистикам); корзина с базиликом, под которым находились предметы, использовавшиеся только верховным жрецом; сосуд, содержащий напиток, называемый «кикеон» (очень калорийная смесь вина, козьего сыра, мёда и ячменя, который поили воинов перед битвой; также им поили перед началом Элевсинских мистерий); голова быка (быков приносили в жертву во время мистерий). Христианство переняло традицию Элевсинских мистерий, проходивших в сентябре (14 сентября отмечается Воздвижение Святого креста, в котором также используют базилик и образ Иисуса-агнца, приносимого в жертву).   Южный фасад Мраморные рельефы на восточном фасаде — плита со львом, пожирающим оленя (символизирует цикл земной жизни), 12 век; — архитектурный пояс в тимпане фронтона (на самом верху); — два человека, держащие трипод – вероятно, вестники победы; — анаглиф (барельефный орнамент), изображающий воинов; — плита с одноглавым орлом (символ Нового Рима – Константинополя. Двуглавого орла в качестве императорского символа впервые стали использовать при императоре Исааке I Комнине, 1005-1061); — плита с крестом и растительным орнаментом; — плита с надписью, которая была установлена наоборот, чтобы потерялся смысл написанного (ΑΝΕΘΗΚΕΚΛΕΙΔΗΜΟΣΜΕΙΔΩΝΟΣΠΛΩΘΕΥΣΕΡΕΧΘΗΙΣ ΑΝΔΡΩΝΕΝΙΚΑΜΕΝΕΤΕΛΗΣΜΕΝΗΤΟΣΑΝΑΓΥΡΑΣΙΟΣΕΧΟΡΗΓΕΑΡΑΤΟΣΑΡΓΗΙΟΣΗΥΛΕ ΝΙΚΟΜΑΧΟΣΕΠΟΙΗΣΕΝ. (ΑΝΕΘΕΣΕ Ο ΚΛΕΙΔΗΜΟΣ, ΥΙΟΣ ΤΟΥ ΜΕΙΔΩΝΟΣ, ΠΛΩΘΕΥΣ (ΔΗΜΟΣ ΤΗΣ ΑΤΤΙΚΗΣ). Η ΕΡΕΧΘΗΙΔΑ ΦΥΛΗ ΜΕ ΧΟΡΟ ΑΝΔΡΙΚΟ ΝΙΚΗΣΕ. Ο ΜΕΝΕΤΕΛΗΣ, ΥΙΟΣ ΤΟΥ ΜΕΝΗΤΟΣ, ΑΠΟ ΤΟΝ ΔΗΜΟ ΑΝΑΓΥΡΟΥΝΤΟΣ, ΗΤΑΝ Ο ΧΟΡΗΓΟΣ. Ο ΑΡΑΤΟΣ ΑΠΟ ΤΟ ΑΡΓΟΣ ΗΤΑΝ ΑΥΤΟΣ ΠΟΥ ΕΠΑΙΖΕ ΤΟΝ ΑΥΛΟ ΚΑΙ ΓΛΥΠΤΗΣ ΗΤΑΝ Ο ΝΙΚΟΜΑΧΟΣ); — фрагмент архитрава с частью креста; — плита с крестом и павлинами (павлин является символом бессмертия души; возможно он являлся священной птицей богини Геры. Из-за разноцветных перьев его также считают символом великолепия).   Восточный фасад Мраморные рельефы на северном фасаде — две вырезанные в камне женские фигуры, между которыми позже был добавлен крест; — плита с обнажённым сатиром и двумя крестами по сторонам; — плита с двумя щитами и амфорами; — архитектурный пояс с растительным орнаментом и вырезанными позже крестами; — плиты с крестами; — плита с надписью; — часть архитрава с растительным орнаментом и крестами; — архитектурный пояс с короткой надписью (справа над окном); — плита с растительным орнаментом.   Включение в христианскую церковь такого необыкновенно большого количества античных материалов делает этот храм очень ценным с художественной точки зрения и свидетельствует о том, что он был создан не рядовым архитектором. Письменные источники не сохранили имя создателя этого храма, но бытует мнение, что он был основан по инициативе афинского митрополита Михаила Хониата (Μιχαήλ Χωνιάτης; 1140—1220 гг.), который особенно любил эту часть города. Кроме того, годы его жизни совпадают с предполагаемым периодом создания церкви и с датировкой самых последних встроенных в стены скульптур (конец XII века). Считается вероятным, что церковь Богоматери Горгоэпикоу являлась католиконом (главным храмом) маленького монастыря. С 1751 года церковь была часовней при доме митрополита, стоявшего неподалёку. Двор храма был кладбищем, куда хоронили, в том числе, и членов знатной семьи Венизелосов*-Палеологов. В конце XIX века отсюда были убраны последние захоронения. После окончания Греческой войны за независимость (1821 – 1830), церковь была складом антиквариата, а с 1839 по 1862 общественной библиотекой. В 1862 году по предложению королевы Амалии она была переименована в церковь Святого Созона в знак благодарности за неудачу при покушении на неё (день Святого Созона празднуют 7 сентября, а покушение произошло вечером 6 сентября). В 1862 – 1863 годах, после отречения от престола короля Оттона I, церковь Богоматери Горгоэпикоу была отреставрирована и перепосвящена Святому Елевферию. Во время этих работ были уничтожены почти все поствизантийские фрески и теперь их сохранившиеся фрагменты настолько разобщены, что невозможно их ни идентифицировать, ни датировать. Главный праздник церкви, день Святого Елевферия и его матери Анфии, отмечают 15 декабря (до переименования отмечали Вознесение Богоматери 15 августа). Последняя реставрация церкви Святого Елевферия проводилась с 2002 по 2004 годы.   * К югу от церкви, по адресу Адрианоу 96 (Αδριανού 96) стоит двухэтажный особняк семьи аристократов Бенизелосов, являющийся самым старым домом Афин. Он был построен в XV – XVI веках и его архитектура является типичной для своей эпохи. Сейчас это музей истории города с XVI по XVIII век.   Достопримечательности поблизости: церковь Богородицы Капникарея, музей греческих народных инструментов, библиотека Адриана, римская агора Полезная информация о церкви Святого Елевферия в Афинах Местоположение: Справа от собора Благовещения Пресвятой Богородицы; в трёх кварталах от площади Конституции (Синтагма, Πλατεία Συντάγματος)   Как добраться: Станция метро Σταθμός Ησαπ Μοναστηράκι (Stathmos Isap Monastiraki) на линии 1 (зелёной) или 3 (голубой) Станция метро Σύνταγμα (Syntagma) на линии 2 (красной) или линии 1 (зелёной) Автобусы 025, 026, 027 до остановки «ΜΗΤΡΟΠΟΛΗ» Остановка туристического автобуса Syntagma Square Terminal   Адрес: Греция, Афины, район Плака, площадь Митрополита Metropolitan Square (Πλατεία Μητροπόλεως), Athens (Αθήνα), Greece (Ελλάδα)   Название на греческом: Άγιος Ελευθέριος Ναός της Θεοτόκου Γοργοεπήκοου και Αγίου Ελευθερίου Γορϒοεπήκοος   Название на английском: Agios Eleftherios Church Panagia Gorgoepikoos   Время работы: Осмотр только снаружи   Телефон: нет   Сайт: нет   E-mail: нет   Координаты: 37. 975042, 23. 729990 (вставьте эти координаты в строку поиска карт гугл или яндекс и увидите реальное положение церкви Святого Елевферия) GPS: 37°58’30. 1″N 23°43’48. 0″E   Цена входного билета: Бесплатно  

Церковь Святого Елевферия / Афины Церковь Святого Елевферия, до середины XIX века называвшаяся церковью Богоматери Горгоэпикоу, в настоящее время является часовней стоящего рядом православного собора Благовещения Пресвятой Богородицы.   В оригинальном названии церкви «Богоматери Горгоэпикоу», слово «Горгоэпикоу» в переводе с греческого означает «скоропослушница», т. е. «быстро отвечающая на молитвы». Также существует версия о том, что она была названа в честь Георгио Пико (Γεώργιο Πήκο), доктора владельца этого района. Церковь Святого Елевферия это небольшой тетрастильный (на четырёх колоннах) крестово-купольный храм с полушестигранной апсидой (восточной алтарной частью), притвором и восьмиугольным барабаном с «афинским» куполом. Прототипом для неё послужила церковь Богоматери при монастыре Святого Луки. Здание, построенное в XI – XII веках почти без использования скрепляющего раствора, дошло до наших времён практически в оригинальном виде, что свидетельствует о качестве постройки и значительном экономическом и культурном процветании Афин в ту эпоху. Церковь имеет размеры 12, 20 метра в длину и 7, 60 метра в ширину. Она, вероятно, стоит на руинах античного храма, посвященного богине-родовспомогательнице Илифие (Ειλειθυία). Этот храм, что является уникальным случаем в византийской архитектуре, был полностью построен из лома мрамора, привезённого со всей округи. Нижняя часть до уровня окон состоит из простых гладких блоков, тогда как верхняя сделана из большого количества (около 80) блоков с рельефами, опоясывающими церковь по всему периметру в два – три яруса. Мрамор был взят с руин античных, раннехристианских и византийских памятников и встроен в здание с сохранением симметрии, но без сохранения тематичности. Таким образом, церковь является кратким справочником по афинскому искусству начиная с архаического периода и заканчивая временем его постройки. Не все панели сохранились до наших дней и часть из них теперь заменяют современные копии. Не сохранились и четыре колоны, поддерживавшие купол – в 1833 году из-за плохого состояния они были заменены. В какое-то время на западном фасаде была пристроена колокольня, но в 1836 году она была убрана. Мраморные рельефы на западном фасаде — Леда, сидящая на лебеде (на самом деле, это Юпитер); — птицы, пьющие воду (вода это источник жизни, символизирующий Иисуса и Деву Марию); — квадраты с суперструктурными элементами: четыре «цветка» справа от окна символизируют огонь, воду, воздух и землю, а три слева – Святую Троицу; все вместе – это Вселенная, всё сущее; — плита с цветочным орнаментом; — три плиты с крестами, на одной из которых добавлены изображения грифонов (крылатые львы с головами орлов); — древнегреческий архитектурный пояс (ζωφόρος). Первоначально он был длиной шесть метров, но, поскольку западный фасад короче, византийскому архитектору пришлось обрезать его конец (правую часть). На этом поясе изображено 12 групп людей – в соответствии с 12 месяцами в лунном календаре Аттики. Каждый отрезок начинается с персонализированного изображения месяца и завершается соответствующим знаком зодиака. Остальные фигуры изображают характерные для данного месяца праздники (Панафинеи или Гераклеи), виды работ (пахота, посев) и городскую деятельность (военная подготовка мальчиков). Три креста были вырезаны на поясе уже во время строительства этой церкви. Интересно, что в начале пояса стоит не первый месяц календаря Аттики гекатомбеон (часть современного июля и августа), а пианепсион (часть октября и ноября), с которого год начинался в других частях Древнегреческого мира, например, в Македонии. — плита с павлинами и змеями (символизируют земное и небесное, тело и душу), грифонами и водой; — плита со львами (символами независимости и силы государства, а также особого положения человека на Земле); — плита с грифонами, имеющими антропоморфные черты (символизируют дерево жизни; преемственность).   Западный фасад Мраморные рельефы на южном фасаде — анаглиф с крестами; — плита с крестом и геометрическим мотивом — фронтон; — перемычка над дверью; — козырёк с надписью «ΗΡΑΚΛΕΩΝ ΗΡΑΚΛΕΟΝΟΣ ΚΗΦΙΣΙΕΥΣ ΔΟΡΟΘΕΑΣ ΓΕΝΟΥΣ ΜΥΡΙΝΝΟΥΣ ΘΥΓΑΤΗΡ»; — панель с изображением орла, схватившего зайца (символ того, что человек должен подавлять греховные страсти и тогда дух восторжествует над плотью; заяц символизирует земную жизнь); — над тимпаном двери находится панель с изображением Элевсинских мистерий (слева направо): факелы (с круглым кончиком это опийный мак, который давали мистикам); корзина с базиликом, под которым находились предметы, использовавшиеся только верховным жрецом; сосуд, содержащий напиток, называемый «кикеон» (очень калорийная смесь вина, козьего сыра, мёда и ячменя, который поили воинов перед битвой; также им поили перед началом Элевсинских мистерий); голова быка (быков приносили в жертву во время мистерий). Христианство переняло традицию Элевсинских мистерий, проходивших в сентябре (14 сентября отмечается Воздвижение Святого креста, в котором также используют базилик и образ Иисуса-агнца, приносимого в жертву).   Южный фасад Мраморные рельефы на восточном фасаде — плита со львом, пожирающим оленя (символизирует цикл земной жизни), 12 век; — архитектурный пояс в тимпане фронтона (на самом верху); — два человека, держащие трипод – вероятно, вестники победы; — анаглиф (барельефный орнамент), изображающий воинов; — плита с одноглавым орлом (символ Нового Рима – Константинополя. Двуглавого орла в качестве императорского символа впервые стали использовать при императоре Исааке I Комнине, 1005-1061); — плита с крестом и растительным орнаментом; — плита с надписью, которая была установлена наоборот, чтобы потерялся смысл написанного (ΑΝΕΘΗΚΕΚΛΕΙΔΗΜΟΣΜΕΙΔΩΝΟΣΠΛΩΘΕΥΣΕΡΕΧΘΗΙΣ ΑΝΔΡΩΝΕΝΙΚΑΜΕΝΕΤΕΛΗΣΜΕΝΗΤΟΣΑΝΑΓΥΡΑΣΙΟΣΕΧΟΡΗΓΕΑΡΑΤΟΣΑΡΓΗΙΟΣΗΥΛΕ ΝΙΚΟΜΑΧΟΣΕΠΟΙΗΣΕΝ. (ΑΝΕΘΕΣΕ Ο ΚΛΕΙΔΗΜΟΣ, ΥΙΟΣ ΤΟΥ ΜΕΙΔΩΝΟΣ, ΠΛΩΘΕΥΣ (ΔΗΜΟΣ ΤΗΣ ΑΤΤΙΚΗΣ). Η ΕΡΕΧΘΗΙΔΑ ΦΥΛΗ ΜΕ ΧΟΡΟ ΑΝΔΡΙΚΟ ΝΙΚΗΣΕ. Ο ΜΕΝΕΤΕΛΗΣ, ΥΙΟΣ ΤΟΥ ΜΕΝΗΤΟΣ, ΑΠΟ ΤΟΝ ΔΗΜΟ ΑΝΑΓΥΡΟΥΝΤΟΣ, ΗΤΑΝ Ο ΧΟΡΗΓΟΣ. Ο ΑΡΑΤΟΣ ΑΠΟ ΤΟ ΑΡΓΟΣ ΗΤΑΝ ΑΥΤΟΣ ΠΟΥ ΕΠΑΙΖΕ ΤΟΝ ΑΥΛΟ ΚΑΙ ΓΛΥΠΤΗΣ ΗΤΑΝ Ο ΝΙΚΟΜΑΧΟΣ); — фрагмент архитрава с частью креста; — плита с крестом и павлинами (павлин является символом бессмертия души; возможно он являлся священной птицей богини Геры. Из-за разноцветных перьев его также считают символом великолепия).   Восточный фасад Мраморные рельефы на северном фасаде — две вырезанные в камне женские фигуры, между которыми позже был добавлен крест; — плита с обнажённым сатиром и двумя крестами по сторонам; — плита с двумя щитами и амфорами; — архитектурный пояс с растительным орнаментом и вырезанными позже крестами; — плиты с крестами; — плита с надписью; — часть архитрава с растительным орнаментом и крестами; — архитектурный пояс с короткой надписью (справа над окном); — плита с растительным орнаментом.   Включение в христианскую церковь такого необыкновенно большого количества античных материалов делает этот храм очень ценным с художественной точки зрения и свидетельствует о том, что он был создан не рядовым архитектором. Письменные источники не сохранили имя создателя этого храма, но бытует мнение, что он был основан по инициативе афинского митрополита Михаила Хониата (Μιχαήλ Χωνιάτης; 1140—1220 гг.), который особенно любил эту часть города. Кроме того, годы его жизни совпадают с предполагаемым периодом создания церкви и с датировкой самых последних встроенных в стены скульптур (конец XII века). Считается вероятным, что церковь Богоматери Горгоэпикоу являлась католиконом (главным храмом) маленького монастыря. С 1751 года церковь была часовней при доме митрополита, стоявшего неподалёку. Двор храма был кладбищем, куда хоронили, в том числе, и членов знатной семьи Венизелосов*-Палеологов. В конце XIX века отсюда были убраны последние захоронения. После окончания Греческой войны за независимость (1821 – 1830), церковь была складом антиквариата, а с 1839 по 1862 общественной библиотекой. В 1862 году по предложению королевы Амалии она была переименована в церковь Святого Созона в знак благодарности за неудачу при покушении на неё (день Святого Созона празднуют 7 сентября, а покушение произошло вечером 6 сентября). В 1862 – 1863 годах, после отречения от престола короля Оттона I, церковь Богоматери Горгоэпикоу была отреставрирована и перепосвящена Святому Елевферию. Во время этих работ были уничтожены почти все поствизантийские фрески и теперь их сохранившиеся фрагменты настолько разобщены, что невозможно их ни идентифицировать, ни датировать. Главный праздник церкви, день Святого Елевферия и его матери Анфии, отмечают 15 декабря (до переименования отмечали Вознесение Богоматери 15 августа). Последняя реставрация церкви Святого Елевферия проводилась с 2002 по 2004 годы.   * К югу от церкви, по адресу Адрианоу 96 (Αδριανού 96) стоит двухэтажный особняк семьи аристократов Бенизелосов, являющийся самым старым домом Афин. Он был построен в XV – XVI веках и его архитектура является типичной для своей эпохи. Сейчас это музей истории города с XVI по XVIII век.   Достопримечательности поблизости: церковь Богородицы Капникарея, музей греческих народных инструментов, библиотека Адриана, римская агора Полезная информация о церкви Святого Елевферия в Афинах Местоположение: Справа от собора Благовещения Пресвятой Богородицы; в трёх кварталах от площади Конституции (Синтагма, Πλατεία Συντάγματος)   Как добраться: Станция метро Σταθμός Ησαπ Μοναστηράκι (Stathmos Isap Monastiraki) на линии 1 (зелёной) или 3 (голубой) Станция метро Σύνταγμα (Syntagma) на линии 2 (красной) или линии 1 (зелёной) Автобусы 025, 026, 027 до остановки «ΜΗΤΡΟΠΟΛΗ» Остановка туристического автобуса Syntagma Square Terminal   Адрес: Греция, Афины, район Плака, площадь Митрополита Metropolitan Square (Πλατεία Μητροπόλεως), Athens (Αθήνα), Greece (Ελλάδα)   Название на греческом: Άγιος Ελευθέριος Ναός της Θεοτόκου Γοργοεπήκοου και Αγίου Ελευθερίου Γορϒοεπήκοος   Название на английском: Agios Eleftherios Church Panagia Gorgoepikoos   Время работы: Осмотр только снаружи   Телефон: нет   Сайт: нет   E-mail: нет   Координаты: 37. 975042, 23. 729990 (вставьте эти координаты в строку поиска карт гугл или яндекс и увидите реальное положение церкви Святого Елевферия) GPS: 37°58’30. 1″N 23°43’48. 0″E   Цена входного билета: Бесплатно  

Меню