Город-порт Черногории Бар

Город Бар (Bar) главный морской порт Черногории на побережье Адриатики, центр Барской ривьеры. Численность населения Бара 42 тыс. жителей

Заселение района современного Старого Бара у подножия горы Румия по свидетельству археологов началось ещё в эпоху позднего неолита – иллирийцами. Город Бар Черногории расположен географически прямо через море напротив итальянского города Бари. Не случайно Бар получил от римлян название Антибари (Antibarium).

После появления на Адриатическом побережье славян Антибари сократилось до просто Бар. В конце IX века Бар уже был частью славянского княжества Зета, а в начале XI века славянское войско победило византийцев и княжество Зета включая и Бар стало независимой от Византии. В конце XI века в соборе святого Георгия в Баре короновался первый король Зеты — Михаил Воиславлевич и вскоре княжество Зета стало именоваться Дуклей — Дуклянским королевством. Тогда же в конце XI века римский папа открыл в Баре архиепископство, под покровительство которого попала территория между Сербией и Боснией и до Ульциня.

В 1089 году Барский Архиепископ получил также титул примаса Сербии (почётный титул главнейших епископов в той или иной стране). При этом Бар отличался веротерпимостью, в храмах Бара были установлены православный и католический алтари и службы велись по двум обрядам, причем некоторые такие церкви действуют и сегодня.

В 1166 году королевство Дукля пало под натиском римлян и Бар вновь отошёл не надолго к Византии, т. к. в 1183 году сербский жупан (князь) Стефан Неманья завоевал Зету, Бар был разрушен и вошел в составе Зеты в сербское государство Неманичей. После завоевания сербами в течение XIII века наступил расцвет средневекового Бара, город получил свой герб, устав, право чеканить монеты.

Но приключения Бара ввиду его геополитического положения отнюдь не закончились, а даже наоборот. В XIV веке Бар попал под власть князей Балшичей, которые считали Бар своей столицей, а до 1421 года Бар переходил из владения Балшичей к византийцам и обратно, после чего Бар попеременно попадал в руки различных феодалов: Стефана Лазаревича, Джурджа Бранковичас, герцога Стефана Вукчича, а в 1443 году был завоеван Венецианской республикой и утратил суверенитет. Венецианцы включили город в состав провинции Албания Венета и назвали его Антивари.

Турецкий акведук

В конце XVI века пришло время оккупации Османской империи и Бар попал под власть турок на срок более 300 лет. Османцы оставили после себя огромный след — были построены мечети, акведук, часовая башня, бани. Правда во время оккупации в Баре продолжал находиться католический архиепископ.

Только в 1878 году Бар был освобожден черногорцами, но в результате взрыва на пороховых складах нынешний Старый Бар в Черногории был практически полностью разрушен и было решено основать Новый Бар ниже на берегу. К 1885 году в Новом Баре был построен дворец черногорского князя Никола I Петровича-Негоша для зятя Петра Карагеоргиевича.

Бар начал развиваться как промышленно-портовый город. В начале XX века Бар был соединён железной дорогой с Вирпазаром и Скадарским озером, а в пятидесятых годах прошлого века в Баре открылся крупнейший морской порт Черногории. В 1976 году Бар с Белградом связала современная железная дорога, благодаря которой стал возможен маршрут из Черногории на поезде Бар-Москвы.

В 1979 году как и многие города Черногории г. Бар сильно пострадал от разрушительного балканского землетрясения, часть сооружений не восстановлена и посей день.

Порт Бар в Черногории — сегодня наряду с крупнейшим пассажирским портом Котор крупнейший торговый порт Черногории, в Баре осуществляется регулярное паромное сообщение с городами Италии — Бари и Анкона. В порту расположены войска береговой охраны Черногории, множество торговых терминалов.

Отдых в городе Бар в Черногории многих привлекает. Справа от порта имеется пляж г. Бар в Черногории, но более популярны для отдыха курортные города Сутоморе, Добра Вода, Утеха.

В Баре традиционно развито производство из кожи и производство оливкового масла. С конца 20-х годов прошлого века здесь работает крупный завод по переработке оливок. Традиционна также торговля привозными товарами из Италии.

С Подгорицей и Белградом ныне Бар соединен автомобильной магистралью и железной дорогой. Путь от Бара до Подгорицы занимает на автомобиле не более получаса благодаря новому современному тоннелю Созина в районе Скадарского озера.