«Нортумберландия» – самая большая на планете ландшафтная скульптура человека

В 2012 году в северной Англии (графство Нортумберланд, около Крамлингтона) по проекту известного мастера геопластики, британо-американского ландшафтного архитектора Чарльза Дженкса была создана огромная земляная скульптура в форме лежащей женщины, названная «Нортумберландией» («Леди Севера»).

На ее изготовление ушло 1, 5 миллиона тонн шлака. Высота скульптуры составляет 34 м, длина – 400 м. Фигура женщины занимает территорию площадью 19 гектаров. Создатели «Нортумберландии» утверждают, что их творение является самым большим в мире ландшафтным изображением человека.

Официальное открытие «Леди Севера» (или «Богини Севера»), как любят называть уникальную скульптуру местные жители, состоялось 29 августа 2012 года. На торжественном открытии присутствовала принцесса Анна. В первые же несколько недель «Нортумберландию», объявленную общественным парком, посетило 25 тысяч гостей!

В проект, разработанный Чарльзом Дженксом, совместно вложили 5 миллионов долларов владелец расположенного неподалеку фамильного поместья Blagdon Estate – Мэтт Ридли (журналист, бизнесмен и писатель) и администрация энергетической компании Banks Group, занимающейся добычей угля в местных шахтах.

Главная цель, которую преследовали инвесторы, заключалась в том, чтобы привлечь внимание к местности. Скульптура женщины-великанши должна стать главной достопримечательностью графства Нортумберланд, которое в год, согласно предварительным прогнозам, будут посещать около 200 тысяч человек.

Строительные работы выполнила компания Banks Group. Для реализации проекта было решено использовать часть выкопанного материала (земли, камней, глины и пустой горной породы) в угольной шахте, расположенной в соседней деревне Шоттон. Эта шахта, где уголь добывается открытым способом, признана самой крупной в Англии.

Фигура лежащей женщины формировалась в течение двух лет при помощи больших землеройных машин. Ход строительства Чарльз Дженкс контролировал лично и, если возникала необходимость, вносил свои коррективы.

Женскую фигуру, «вылепленную» из шлака, засеяли газоном. Профиль лица сформировали из земли и камня. Например, полностью из камня состоят губы «Леди». Нос «Северной Богини» создан из камня и торфа и по форме напоминает треугольник. В разных местах гигантской скульптуры разбиты площадки для отдыха и осмотра местных пейзажей.

В полном объеме гигантскую скульптуру обозреть можно только с воздуха.

Вблизи же посетители вряд ли различат в открывшемся их взору ландшафте с живописными холмами, покрытыми травой, и плавно изгибающимися тропинками соблазнительные формы женщины. На этом особенно акцентируют внимание общественности создатели «Леди Севера», отвечая на упреки евангелистов, которые объявили скульптуру языческой, непристойной, оказывающей тлетворное влияние на моральный облик молодежи. Одна 30-метровая грудь чего стоит?..

Поупражнялась в критике и желтая пресса, окрестившая ландшафтную скульптуру Дженкса «толстой хабалкой», а также Шлаковой Алисой, или Грязной Алисой («Slag Alice» – что является игрой слов). Феминистки, в свою очередь, обвинили создателей проекта в дискриминации женщин.

По признанию Дженкса, критика – неотъемлемая часть искусства, которое выставляется на обозрение общественности. Поэтому, как бы ни ругали его творческую работу, он не расстраивается. «Леди», как шутит автор, очень большая и сильная, а значит, выдержит любое испытание.

Любопытно отметить, что представители компании-проектировщика, отвечая на вопросы бульварной прессы, подчеркнули, что скульптура не несет в себе смыслового подтекста, что это «просто женщина», и не более того. Подобное объяснение, пожалуй, покажется слишком пресным. Ведь творчество всегда несет в себе какую-то информацию.

По мнению тех местных жителей, которые приняли скульптуру Дженкса на ура, а таких большинство, «Леди» вовсе не пустая абстракция, она имеет смысл. В первую очередь, ее огромные размеры символизируют невероятные масштабы работ, которые ведутся по добыче угля в данном крае.

Для самого Чарльза Дженкса, все творчество которого пронизано космической символикой (обязательно нужно вспомнить в данном контексте самую прославленную работу ландшафтного архитектора под названием «Сад космических спекуляций» на юго-западе Шотландии), огромные размеры скульптуры стали очередной попыткой наладить диалог с космосом.

Женщина протягивает к расположенному поблизости водоему руку, которая служит своеобразным входом в парк. Ее ладонь открыта. Подобный жест согласно христианской и в том числе буддийской традициям символизирует приветствие.

Огромная земляная фигура отлично просматривается издалека (в частности ее видно со стороны железнодорожной линии и автострады) и при этом гармонично вписывается в окружающие ландшафты, во многом своим дизайном перекликается с ними. Это особенно остро чувствуется, когда стоишь на самой высокой точке скульптуры – на смотровой площадке, оборудованной на лбу «Леди». Отсюда открывается великолепный вид на окрестности. И не только на карьер с хорошо различимыми угольными пластами, кажущимися совсем крошечными самосвалами и темными кучами добытого угля. Находясь на вершине (лице), можно увидеть также горный массив Чевиотс, неровный рельеф которого очень напоминает волнительные формы «Нортумберландии», Северное море и город Ньюкасл.

Чарльз Дженкс рекомендует всем желающим поближе познакомиться с его «Леди» навестить ее рано утром или ближе к вечеру, поскольку в это время суток тени становятся длиннее и лучше очерчивают особенности паркового рельефа.