Балдахин Святого Петра в соборе / Бернини Балдахин Святого Петра это большой бронзовый навес (киворий), расположенный над главным алтарём собора Святого Петра в Ватикане. Балдахин стоит в самом центре храма под куполом, то есть, непосредственно над могилой Святого Петра. Балдахин представляет собой важную ступень развития церковного барокко. История Идея создания над главным алтарём постоянного балдахина принадлежала талантливому архитектору Карло Мадерна, который занимался достройкой собора Святого Петра. Он сумел добиться одобрения этой идеи и, вероятно, начал бы заниматься её осуществлением вместе со своим помощником Франческо Борромини, если бы не смерть в январе 1621 года его покровителя папы Павла V. Несмотря на то, что большую часть проекта уже была создана Мадерна, избранный в 1623 году папа Урбан VIII поручил создание балдахина молодому архитектору Джованни Лоренцо Бернини. Работа над ним началась в середине 1624 и уже в следующем году на месте стояла полноразмерная деревянная модель будущего балдахина, которую обновили в 1631 году. Открывал и освящал киворий 28 июня 1633 года сам папа римский. Балдахин. Вокруг него пустынно, поскольку эта часть собора открыта только для паломников В начале своей карьеры, до того как между ними началось соперничество, Бернини работал с Борромини. Тот занимался графическими материалами балдахина и также внёс вклад в его создание. Кроме того, над проектом работали отец и брат Лоренцо Бернини – Пьетро Бернини и Луиджи Бернини, а также скульпторы Стефано Мадерно, Франсуа Дюкенуа, Андреа Больджи и Джулиано Финелли. По фигурам людей видно, насолько балдахин высокий Бронза для этого величественного сооружения была привезена, по-видимому, из Венеции. Сохраняется легенда о том, что для балдахина Святого Петра был переплавлен потолок портика Пантеона, но, судя по записям Урбана VIII, практически вся бронза портика была использована для пушечных ядер, которыми обстреливали замок Святого Ангела. Согласно записи от 1627 года, Бернини «постоянно сам работал на протяжении трёх лет… днём и ночью, в жару и в дождь», наблюдая за литьём в печах «с большим риском для собственной жизни». Самой большой статьёй расходов был пчелиный воск, необходимый для ковки. Он стоил в два раза дороже, чем вся позолота. Вид на балдахин сбоку Отливка частей балдахина происходила в специальных литейных мастерских, расположенных возле бараков швейцарских гвардейцев к северу от площади Святого Петра. Бернини использовал технологию литья по выплавляемым восковым моделям: восковую модель того, что требовалось получить, погружали в жидкую смесь, которая, при засыхании, образовывала точную форму для литья. Когда внутрь начинали заливать расплавленную бронзу, воск плавился и вытекал. Там, где было возможно, для достижения наибольшей реалистичности, Бернини использовал и настоящие предметы – ящериц, пчёл, листья, лозу, которые впоследствии распадались под влиянием расплавленной бронзы. Балдахин Описание Балдахин Святого Петра, высота которого составляет более 28 метров, является улучшенным традиционным киворием – навесом над престолом в алтаре, который можно обнаружить во многих католических храмах. Он был и в старом соборе Святого Петра. Основные элементы подобных балдахинов, вероятно, были позаимствованы в погребальных катафалках и поэтому особенно хорошо подходили для установки над местами захоронений. Подобный навес из ткани, известный как «бальдаккино», всегда несли над головой папы во время церковных праздников как символ того, что он является наследником Святого Петра. В центре собора и до Бернини стояли различные колонные сооружения, поэтому нельзя сказать, что использование балдахина было его оригинальной идеей. Верхняя часть балдахина Покрытый золотом бронзовый балдахин был первой работой Бернини, в которой он соединил скульптуру и архитектуру. Балдахин стоит на четырёх спиральных колоннах, каждая из которых установлена на высоком мраморном основании. Сверху на колонны опирается карниз, который с каждой из четырёх сторон вогнут внутрь. На каждой из колонн, то есть, на углах балдахина, стоит по ангелу высотой в два человеческих роста, держащему в руках длинные канаты-гирлянды, за которые они как бы несут покрывало балдахина. Балдахин было разрешено носить только на шестах, поэтому соединение колонн и ткани считалось неканоническим, из-за чего Бенинии и Борромини несколько раз переделывали проект. За спинами ангелов начинаются изгибающиеся S-образные детали с завитками, наклонённые в сторону центра, которые поддерживают второй, маленький, карниз. На нём стоит позолоченный крест на шаре – символ мира, спасённого христианством. Первоначально на вершине балдахина была установлена статуя Христа, однако из-за слишком большого веса её пришлось заменить. Ангелы, путти и шар вблизи Высота колонн равняется 20 метрам. Колонны полые, однако, для придания им большей устойчивости, они заполнены цементом. Тело каждой из них составлено из трёх частей, соединённых при помощи тонких вкладышей, видимых снаружи. Их капители и основания также были изготовлены отдельно. На придание колоннам спиральной формы Бернини вдохновили двенадцать маленьких белых мраморных колонн, которые, как считается, были привезены императором Константином I Великим (306 – 337) в Рим из храма Соломона в Иерусалиме, и стали частью экрана перед алтарём в старом соборе Святого Петра (вероятнее всего это были колонны из неизвестного греческого языческого святилища). Сейчас восемь из них (четыре пары) встроены во второй ярус собора по сторонам от балдахина Бернини, а ещё одна находится недалеко от музея сокровищницы Ватикана. Верхние две трети колонн Бернини украшены виноградной лозой, позади которой видны путти (херувимы) как бы играющие в догонялки или бегающие за бабочками. Вместо бабочек, однако, Бернини поместил между стеблями пчёл, которые не только являются символом рода Бернини, но и создают у смотрящего ощущение сладкого аромата храма. Бернини критиковали за то, что он на лозе заменил виноградные листья, символ причастия, на листья, напоминающие лавровые – ещё один гербовой символ Барберини. На колоннах видны путти и пчёлы. Справа — колонны из храма Соломона Карниз – это бронзовая имитация свисающего балдахина с краями в виде зубчатой бахромы, которые колышет ветер. Эта «ткань» украшена, в том числе, геральдическими символами рода Барберини (папа Урбан VIII в миру был Маффео Барберини) – пчёлами. Также по всему балдахину встречаются лавровые листья, которые символизируют любовь папы к поэзии, и несколько ящериц – символов возрождения и поиска бога. На внутренней стороне «покрывала» балдахина изображено сияющее солнце – ещё один символ Барберини. На фоне этого солнца парит Святой Дух. Сияющее солнце и Святой Дух На двух внешних сторонах каждого из четырёх оснований колонн сделано по мраморной резной панели. В центре находится гербовой щит рода Барберини – ровное пространство с тремя пчёлами. Под каждым из них находится голова сатира, а сверху – голова женщины. Ещё выше вырезана крупная папская тиара с тремя коронами на двух перекрещивающихся ключах (ключах от неба и земли). На первый взгляд все панели выглядят одинаково, однако отличаются одной малозаметной интересной деталью – женской головой. Если начать рассматривать эти головы с переднего левого щита, то можно увидеть целую историю: сперва выражение лица женщины несколько напряжено, на втором и последующих щитах она испытывает усиливающуюся боль – её волосы становятся всё более неаккуратными, глаза – измученными, рот открывается в крике. На последнем щите голова женщины заменяется головой младенца с кудрявыми волосами. Если присмотреться, то заметно, что и сами гербовые щиты деформируется – первые шесть становятся всё более выпуклыми, а последние два сглаживаются. Присутствие этой необычно явной аллегории в таком святом месте получило несколько объяснений. Наиболее популярная версия гласит, что сам папа Урбан VIII поклялся посвятить балдахин Святого Петра счастливому разрешению от бремени в случае успешных родов своей племянницы, у которой были осложнения. Некоторые учёные считают, что аллегория имеет символическое значение, то есть, что Бернини под ней подразумевал рождение папства и земной церкви. Согласно третьей версии, эта аллегория была его местью Урбану VIII, который отказался признавать ребёнка, рождённого сестрой одного из учеников Бернини от племянника папы Таддео Барберини. Основание одной из колонн Последовательность сцен деторождения на основаниях колонн балдахина Святого Петра была высоко оценена, в том числе, режиссёром Сергеем Эйзенштейном, который, в эссе «Монтаж и архитектура», написанном в конце 1930-х, отзывается о ней как «одной из наиболее впечатляющих композиций великого мастера Бернини», а о гербовых щитах как о «восьми кадрах, восьми монтажных последовательностях целого монтажного сценария». Один из ангелов, «держащих» балдахин В латинских крестовых церквях главный алтарь всегда располагается в самом дальнем конце длинного нефа, однако в соборе Святого Петра он находится в центре, на пересечении нефов, над могилой Святого Петра. Через 23 года после строительства балдахина, Бернини нашёл способ примирить такое расположение алтаря с традицией. В самом дальнем конце нефа, в апсиде, он построил бронзовую кафедру Святого Петра (1657 — 1666). Прихожане, входившие в собор, могли видеть вдали, через балдахин, сходное с ним по стилю сооружение, что визуально сокращало расстояние между дальней апсидой и центром собора с алтарём. Кроме того, подобное расположение визуально объединяло могилу первого епископа Рима, кафедру, на которой он невидимо присутствует, и его приемника, проводящего службу перед алтарём. Вид на балдахин и апсиду с середины нефа. Трон и балдахин выглядят так, как будто бы стоят рядом Вблизи трон и балдахин также не выглядят так, как будто бы их разделяет больше пятнадцати метров Меньшие по размеру копии балдахина Святого Петра стоят в соборе Сан-Феличано в Фолиньо и в соборе Святого Вигилия в Тренто. Полезная информация о балдахине Святого Петра Где находится: В центре собора Святого Петра в Ватикане Название на итальянском: Baldacchino di San Pietro Название на английском: St. Peter’s Baldachin Координаты: 41. 902117, 12. 453413 GPS: 41°54’07. 6″N 12°27’12. 3″E