Экономическое чудо Великобритании

Экономическое чудо Великобритании

От строгой экономии к процветанию

Вторая мировая война истощила Британию. Страна медленно поднималась из разрухи, при этом долго действовали жесткая экономия и система нормированного распределения продуктов и товаров первой необходимости. Начался процесс распада империи. Большинство колоний выбирали путь самоуправления. В 1947 году независимость обрела Индия, в 19Б7 году — Малайя, в 1963 году — Кения. Вместо империи было создано Содружество Наций, позволившее Британии сохранять связи с бывшими колониями. В рамках программы «государства все¬общего благоденствия» в 1948 году была создана Государственная служба здравоохранения, гарантирующая бесплатное получение медицинской помощи, были также введены пособия по безработице. Благодаря национализации железных дорог, предприятий угледобывающей промышленности и металлургических заводов миллионы британцев получили работу. В 1950-х годах проявилось колониальное наследие — с хорошей стороны: в Британию стали перебираться мигранты из Западной Индии. Приток переселенцев с полуострова Индостан продолжался и в следующие два десятилетия. В результате Британия превратилась в мультикультурное государство, каким она остается и по сей день. К концу 1950-х годов Британия уже снова процветала, к 1960-м — веселилась, наслаждаясь жизнью. «Битлз» и «Роллинг Стоунз» стали символом культурной и социальной революции, изменившей отношение к сексу, моде и классовым различиям. Вскоре последовала либерализация законодательства в отношении гомосексуализма и абортов.

Экономический кризис, Мэгги и шахтеры

Семидесятые годы стали для Британии настоящим испытанием. Вступление в Европейское экономическое сообщество и переход на метрическую систему мер в начале десятилетия не предотвратили резкий рост инфляции. В 1979 году, в так называемую «зиму недовольства», бастовали все кому не яень — от сиделок до могильщиков и мусорщиков. Открытие месторождений нефти и газа у берегов Шотландии снова дало повод шотландским сепаратистам заговорить о независимости Шотландии, а также вызвало недовольство среди шотландцев, когда выяснилось, что куш сорвали английские компании. На волне социальной борьбы 1970-х годов к власти пришла Маргарет Тэтчер; впервые пост премьер-министра Великобритании заняла женщина. Некоторые ее любили — средний класс в период ее правления (а она оставалась в должности премьера три срока) жил лучше, чем когда-либо; но многие ненавидели — закрытие угольных шахт, спровоцировавшее забастовку озлобленных шахтеров в начале 1980-х годов, разрушило коммуны в Южном Уэльсе и на севере Англии. Реакция на войну с Аргентиной за Фолклендские острова в 1982 году тоже была неоднозначной, хотя в свое время этот конфликт вызвал всплеск ура-патриотических настроений. Террористическая кампания ИРА, преследовавшая цель выдворения британцев из Северной Ирландии, с каждым годом становилась все более кровавой: бомбы взрывались как в самой Северной Ирландии, так и в Британии. Введение крайне непопулярного подушного налога в конце концов привело к отставке «железной леди» в 1990 году.

А Тони все улыбается

Девяностые годы выдались не столь бурными. Британия переживала период экономического роста (по мнению некоторых, собирала урожай, посеянный Тэтчер). Наконец в 1997 году электорат счел, что лейбористы — или «новые лейбористы», как они сами себя называли, — достойны встать у кормила власти, и восемнадцатилетнему господству тори пришел конец. Тони Блэр, широко улыбаясь, вошел в резиденцию на Даунинг-стрит и оставался там десять лет, пока был премьером. В конце 1990-х годов в процессе деволюции Шотландия получила свой парламент, а Уэльс — ассамблею, хотя широкими конституционными полномочиями они не обладают. Северная Ирландия после нескольких неудавшихся попыток, похоже, встала на путь прочного мира: Национальная ассамблея, созданная в 1998 году в результате подписания Белфастского соглашения (оно больше известно как Соглашение Страстной пятницы), в 2007 году возобновила свою работу во главе с исполнительным органом, в который вошли представители националистов и юнионистов. Вскоре после этого британская армия, патрулировавшая улицы Ольстера в течение 38 лет, покинула Северную Ирландию.

Когда в 2007 году Гордон Браун сменил подавшего в отставку Тони Блэра на посту премьер-министра лейбористского правительства, Британия все еще раздумывала, стоит ли ей пойти на поводу у США и ввязаться в военный конфликт на Ближнем Востоке. Однако в июле 2005 года исламисты устроили в Лондоне серию взрывов, унесших жизни 52 человек, и для британцев «война с терроризмом» мгновенно приобрела актуальность. Только резкий экономический спад 2008 года отвлек журналистов от дискуссий по вопросам национальной безопасности и внешней политики. Как ни странно, монархия, погрязшая в разного рода скандалах (пожалуй, самый громкий был связан с гибелью принцессы Дианы), популярности не утратила.

Меню