Ледовитый океан
История освоения Северного ледовитого океана помнит плавания В. Чичагова, Ф. Литке, П. Пахтусова, П. Анжу, Ф. Врангеля. И вот так через века к последней четверти XIX века постепенно обрисовалась, произросла возможность сквозного плавания по Северному морскому пути. И попытки плавания по разным участкам этого пути последовали одна за другой: 1877 год — шхуна «Утренняя заря» под командованием Д. Шваненберга прошла из Енисея в Петербург, 1877-1879 годы — пароход «Вега» под водительством Н. Норденшельда прошел от Новой Земли до Берингова пролива, 1893-1896 годы — экспедиция на судне «Фрам» под командованием Ф. Нансена, и далее экспедиции Э. Толя, В. Русанова, Г. Брусилова, Г. Седова, Н. Бегичева. Этапным в освоении Северного морского пути было учреждение в 1910 году Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. 1918 год. Нет нужды напоминать, насколько тяжко было тогда положение в России. Но в Северный Ледовитый отправилась гидрографическая экспедиция. Героические усилия многих поколений в продвижении на Север, в Арктику, в обживании этих суровейших в северном полушарии краев увенчались летом 1932 года проходом ледокольного парохода «А. Сибиряков» по всей трассе Северного морского пути в одну навигацию. И естественным образом последовало государственное решение: «проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». Это из Постановления Совета народных комиссаров СССР от 17 декабря 1932 года об образовании Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). 1935 год — это год начала транспортного плавания морских судов по всему Северному морскому пути.
Ледовитый океан
Северный морской путь… Восстановить на новой научной, технической и экономической основе функционирование этой великой дороги «встречь солнцу». Единственной международной организацией, ставящей сейчас этот вопрос, является Северный Форум. Казалось бы — это истина, не требующая доказательств. Российский полярный путь в 2 раза короче и в 1, 6 раза дешевле, чем любой другой морской путь «из англичан в китайцы (японцы)» (Н. Н. Моисеев). Это с абсолютной ясностью вытекает из геополитического положения российской Арктики — между странами атлантического и тихоокеанского регионов, быстро развивающихся и активно, колоссально объемно обменивающихся товарами. Да и сама Россия использует свой полярный водный путь в степени ничтожной по сравнению с необходимостью и возможностями. У России незамерзающий порт Мурманск и железнодорожный выход к нему. Поистине нынешние руководители России — «Иваны, не помнящие родства». Одно только «уважение к минувшему» (А. С. Пушкин) обязывает поддерживать и развивать сообщения по Северному морскому пути. Несколько выше проведено гениальное высказывание великого Д. И. Менделеева Еще раньше M. B. Ломоносов, основываясь на представлении о движении (дрейфе) морского льда, впервые высказал мысль, что свободное плавание в районе Северного полюса возможно: «За полюсом есть великое море, которым вода Северного океана обращается по силе общего закона около полюса от востока к западу. Оные льды приходят от востока, из Сибирского океана, восточными водами и ветрами пригнанные». Или ют еще одно гениальное предвидение М. В. Ломоносова по этому же предмету: «Северный океан есть пространное поле, где… усугубиться может российская слава, соединенная с безмерною пользою через изобретение восточносибирского мореплавания в Индию и Америку».
Ледовитый океан
Главные препятствия на этом пути — оборонные и узкоэгоистические экономические и политические интересы отдельных государств. Это трудно преодолимо. Из печати известно, что в затратах зарубежных (по отношению к России) стран по изучению Северного Ледовитого океана 90% приходится на долю США. Причем не менее 30% исследований по Арктической программе ведут Военно-морские силы США. Естественно, цели военно-прикладные. Вице-президент и военно-морской министр США участвовали в походах подводных лодок в Арктику, в том числе в Чукотское море. Вариантом выхода из такого положения может быть, если можно так сказать, «ООНизация» арктической проблемы. Организация Объединенных Наций может способствовать тому, чтобы государства ставили общечеловеческие интересы выше своих узко государственных, шли на компромиссы. Речь идет прежде всего о демилитаризации Арктики. Ибо в условиях милитаризованной Арктики международное сотрудничество затруднено. Поэтому должны быть поддержаны предложения о создании экономической и социальной комиссии по проблемам Арктики и Севера в структуре ООН с организацией при этой комиссии международного института Арктики и Севера с филиалами в разных странах и регионах. Решающее звено в организации Арктической системы управления — подготовка научных и других кадров из числа аборигенов. При институте — экспертный совет из представителей народов Севера по проблемам, касающимся жизни и деятельности аборигенов.
Ледовитый океан
Северный Ледовитый океан и аэробассейн над ним — уникальное коммуникационное пространство, способное связать практически все экономически наиболее развитые и динамичные регионы земли. Уникальный элемент этого пространства — Северный морской путь (СМП) в Российском секторе Арктики. При малой заселенности российского Севера в 1987 году морским транспортом по СМП было перевезено 6, 58 миллиона тонн грузов. В сезон 1986-87 годов со стороны Кольского полуострова прошли 187 судов. В 1996 году по СМП перевезено всего около 2 миллионов тонн грузов, а с ноября 1994 года по май 1995 от Кольского полуострова в Дудинку отплыли 46 судов. Ясно, что Северный морской путь должен быть возрожден как важнейшая транспортная артерия третьего тысячелетия. Некоторое оживление здесь есть. В 1997 году началось использование СМП для иностранных транспортных судов. Наиболее реальный путь решения проблем дефицита жизненно необходимых для человечества ресурсов, включая территории, на рубеже тысячелетий активное и долговременное освоение и развитие Севера, Арктики. В предвидении этого освоения приоритет должен быть отдан выдающейся роли Арктики в сохранении климатогеографического и биогеохимического равновесия нашей планеты. Достаточно сказать, что глобальные проблемы гидрометеорологии могут корректно решаться лишь с учетом процессов в полярных районах. Теперь уже достаточно известно, что Северный Ледовитый океан — это как раз та «кухня», в которой ежедневно готовится климат планеты. Тут уникальные природные контрасты — холод и тепло, полярные ночи и дни, внутриконтинентальная сухость и морская влажность атмосферы.