Мечта короля: Германия

Мечта короля: Германия

Этот далекий предок, желавший сбежать из города на природу, звался Фридрихом Великим. Именно его 250 лет назад охватывало огромное желание построить свою собственную загородную резиденцию. Сельский уют, идиллические пейзажи и бодрое щебетание птиц открыли новый уровень «качества жизни». Так был заложен первый камень дворца и дворцового парка Сан суси.

Все началось в 1744 году, когда Фридрих приказал заложить террасы виноградника на «Пустынной горе» под Потсдамом. Чудесный вид на реку Хафель, леса и озера, уединенность и тишина утвердили его в выборе этого места для своей летней резиденции. Уже год спустя он начал строительство дворца, который должен был венчать вершину покатого холма над террасами виноградника.

Король не боялся не только оставить город на попечение своих подданных и чиновников, но и сломать существовавшие в то время традиции садоводства. Тогда был популярен французский парковый стиль. Произведение садоводческого искусства Версаля было скопировано несколько тысяч раз. Фридрих же придал этому «абсолютизму в зеленом платье» немецкое звучание. Он хотел создать что-то новое, что-то свое, непохожее ни на что доселе виданное.

Революционная идея

Согласно представлениям Фридриха, дворец не должен был быть абсолютным центром парка. Здание дворца следовало вписать в ландшафт более изящно. Существующий пейзаж не изменяли согласно пожеланиям правителя, а рассматривали как естественный фон для разбивки сада. Для того времени это была действительно революционная оформительская идея.

В Сан суси образ сада определила естественная цепь холмов. Главная ось сада пролегает здесь не от дворца по направлению к саду, а параллельно этой цепи холмов. На их пологих вершинах были выстроены здания. На самом высоком холме вырос знаменитый Сан суси. Дворец с прилегающими к нему террасами виноградников и разбитой перед ним клумбой является центром паркового комплекса.

Элементы пейзажа

Однако Фридрих обладал не только ярко выраженным чувством прекрасного, он имел и практическую жилку: террасы у подножия дворца выполняли и декоративную функцию, и приносили пользу. Южный склон превосходно подходил для абсолютно нетипичного для этих широт и этого местоположения разведения виноградников. У каменных ворот, от которых исходило тепло, под надежной охраной постриженных в форме пирамидок тисов росли теплолюбивые плодовые деревья и средиземноморские фрукты.

От дворца и виноградника на протяжении десятилетий сад распространялся как на восток, так и на запад. Новые элементы пейзажа осваивали и включали в состав паркового комплекса. Так возникла почти 2-километровая аллея, на которую, как жемчужины на нитку, были нанизаны строения, декоративные и фруктовые сады, лесные зоны. Дорожки, ведущие от аллеи к зданиям, украшали статуи, на пересечениях дорожек располагались фонтаны. Сегодня водные каскады отлично зарекомендовали себя в ландшафтном дизайне, однако в те времена, когда вода в качестве садового декора только входила в моду, они создавали определенные проблемы. Несмотря на то, что на создание разветвленной системы фонтанов было затрачено немало средств, закачать на гору необходимое количество воды из Хафеля так и не удалось. Один-единственный раз можно было насладиться видом струящихся фонтанов перед картинной галереей – и то не более часа. Даже опытный инженер-гидротехник, специально выписанный из Голландии, не смог заставить фонтаны работать.

Экзотические нотки

Помимо фонтанов королевская семья питала слабость к южным растениям. Чтобы эти благородные сокровища растительного мира не пали жертвой сурового бранденбургского климата, были построены роскошная теплица и оранжерея. Зимой, пока оранжерея не превратилась в господский домик для гостей, здесь квартировали апельсиновые деревья, пальмы и другие экзотические растения.

Мода на все китайское тоже оставила свой след в дворцовом парке Сан суси. С дальневосточной пышностью был выстроен китайский чайный домик. Это тоже удачный пример слияния природы и архитектуры: в горизонтальной проекции домик напоминает трилистник клевера. Он расположен в дизайнерски оформленной части сада. Произвольно пересекающиеся друг с другом тропинки испещрили искусно оформленные, но естественно выглядящие лес и лужайки. К созданию этого пейзажа приложил руку известный ландшафтный дизайнер Ленне. Он проредил лес, создал просветы на видных местах и инсценировал совершенный природный ландшафт – удачное калькирование модного в то время английского садово-паркового стиля на суровой прусской земле.

Ленне спланировал сад так, чтобы отовсюду открывались чудесные виды. Согласно его проекту были посажены рощи, а старые каналы превратились в ручейки. Из новой части сада просматривалась старая и наоборот, таким образом, удалось связать их между собой. Ленне так умело играл с тремя главными элементами английского садово-паркового пейзажа – деревьями, лужайками и водой, – что казалось, будто этот пейзаж возник сам по себе естественным путем.

Нарушение стиля

На третьем этапе оформления парка, когда строился Новый дворец, внезапно произошло нарушение стиля в оформлении сада. К просторам гармоничного, непринужденного, отличающегося разнообразием пейзажа была присоединена строго формальная часть сада.

Возвращение к абсолютистскому садовому искусству французского барокко. Открытые площадки полностью подчинены монументальному ансамблю Нового дворца. Вместо естественного развития здесь царит строгая рука садовода, которая практически не дает растениям свободы действий. Создавая атмосферу в этой части сада, она сократила площадь газона и укротила буйство кустарников.

Гармоничное единство

И все же в дворцовом парке Сан суси нашлось место и для третьего садово-паркового стиля. В XIX веке в моду вошел итальянский стиль в садоводстве. На смену английской садовой романтике и строгому французскому стилю пришли геометрические формы и множество кадочных растений. Террасы перед оранжереей, а также скандинавский и сицилийский сады были заложены во времена «итальянской лихорадки». В сицилийском саду в большом количестве были представлены южные растения – от цитрусовых до пальм. И все же, несмотря на смену исторических эпох и различных модных течений, памятники которым отлиты в дворцовом парке из зелени деревьев, Сан суси представляет собой гармоничное единство. Если на небольшой территории чередование различных стилей выглядит аляповато, то на просторах дворцового парка есть место для противоречий и контрастов, не нарушающих гармонию. И сегодня в дворцовом парке Сан суси можно отдохнуть от городской суеты и насладиться покоем и уединением в лучших традициях прусских королей.

Меню