Сад Тюильри (Франция, Париж)

Сад Тюильри (Франция, Париж)

На правом берегу Сены, в самом центре Парижа (1-ый округ), раскинулся знаменитый сад Тюильри́ (фр. le jardin des Tuileries). Он занимает территорию площадью 25, 5 гектаров. Южная часть сада выходит к реке, восточная граничит с Лувром, на западе сад Тюильри примыкает к площади Согласия, на севере – к улице Риволи, за которой находится Вандомская площадь.

Длина сада составляет 920 м, ширина – 320 м. В прошлом поблизости с садом располагался одноименный дворец, который в 1871 году был сожжен французскими коммунарами. На сегодняшний день сад Тюильри признан самым старым и значительным садом, оформленным в стиле «а-ля франсез».

Название Тюильри происходит от французского слова «tuile», что переводится как «плитка, черепица, кафель». Такое название объясняется тем, что еще в XV веке на месте, где сейчас находится сад, была окраина города. Здесь располагалась свалка и добывалась глина для производства черепицы.

В 1559 году, после смерти своего мужа Генриха II, Екатерина Медичи, регентша при малолетнем Карле IX, приобрела участок за стенами Луврской крепости и приказала построить на его территории дворец Тюильри. Его строительство осуществлялось согласно проекту известного французского архитектора Филибера Делорма.

Несколько позднее, в 1564 году, по распоряжению королевы начали разбивать первый сад для прогулок. За основу был взят итальянский стиль, который напоминал Екатерине Медичи о ее родной Тоскане. Ландшафтный проект был разработан Бернаром Палисси. Первоначально это был фруктовый сад с шестью прогулочными аллеями по длине сада и восемью по его ширине. Сад Тюильри в стиле итальянского маньеризма включал также лабиринт, зверинец, вольеры для птиц, театр и грот, украшенный эмалью и керамикой.

При Генрихе IV, который дополнил сад оранжереей, Тюильри стал популярным местом гуляний представителей дворцовой знати.

По прошествии 100 лет, в 1664 году, по заданию Жана-Батиста Кольбера выдающийся ландшафтный архитектор Андре Ленотр (главный садовник Людовика XIV, создатель Фонтенбло, Во ле Виконта и роскошного паркового ансамбля Версаля) перепланировал сад Тюильри, преобразовав его в формальный барочный парк. Что интересно, облик сада почти не изменился с тех пор, и сегодня мы имеем возможность любоваться теми классическими формами, которые придал Тюильри «отец французского стиля» – Андре Ленотр!

Известно, что Ленотр, работая над оформлением сада, опирался на книгу «Сад радости» Молье (1651 год издания), в которой рассказывалась история сада Тюильри. Кстати, отец Андре работал садовником в Большом саду Тюильри при Людовике XIII.

Сад расширил свои границы и теперь простирался также на набережной Сены, а одна из садовых аллей стала центральной улицей Парижа.

Обширный парк вытянулся вдоль водоемов, расположенных на сохраненной Ленотром главной оси, отходящей от западного фасада Лувра через Триумфальную арку к арке Дефанс (это уже современный район). Впоследствии ось сада Тюильри стала Исторической осью Парижа, которую еще называют «осью трех арок».

Чтобы убрать покатость участка, были насыпаны две террасы разной высоты, которые растянулись вдоль всего сада. На террасы ведут криволинейные пандусы. При Ленотре была проложена центральная аллея, появились партерные клумбы, украшенные орнаментом, и были выкопаны два больших водоема.

В целом сад Тюильри был разделен на три части: «большое каре» с орнаментом, лес и восьмиугольный бассейн.

Как часто говорят, Андре Ленотр спроектировал театр под открытым небом, в котором роль пышных декораций выполняют растения и прочие элементы ландшафта.

Одна из главных особенностей сада Тюильри – прозрачность границ. Окружающее пространство становится гармоничной частью общей картины, которая превосходно просматривается, начиная от Лувра к западу до самого горизонта.

Все детали ландшафта, их размеры и расположение рассчитаны до мелочей. Причем в своих расчетах Ленотр даже небо сделал частью паркового ансамбля.

С боковых сторон сад Тюильри отделен от улиц ажурной кованой оградой. Его украшают скульптуры и декоративные вазы, некоторые из которых представляют собой копии античных произведений искусства.

Говорят, что Кольберу, по заказу которого оформлялся Тюильри, настолько понравился новый сад, что он решил не впускать на территорию сада постороннюю публику. Однако благодаря Шарлю Перро, известному сказочнику, который пользовался доверием Жана Кольбера и во многом определял политику Людовика XIV в области искусств в 1660-е годы, сад Тюильри вновь открыли для посещений. Правда, свободным вход был не для всех желающих. Только для тех людей, кто был хорошо одет!

Переезд королевского двора из Лувра в Версаль отрицательно сказался на состоянии парка Тюильри. На его уход не хватало средств, и сад постепенно запустел – покрылся разросшимися деревьями и сорняками. Уже в 1700 году, когда умер Андре Ленотр, парк Тюильри представлял собой не лучшее зрелище. В последующие же годы, когда прошла мода на регулярный стиль, уступив место увлечению китайскими и английскими садами, положение только ухудшилось. Оставили свой след на облике сада Тюильри также войны и революции.

И лишь в конце 20 века, в 1989 году, было решено наряду с Лувром отреставрировать и садово-парковый комплекс Тюильри, вернув ему тот великолепный дизайн, который разработал в свое время непревзойденный мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр. При реставрационных работах была сохранена исторически достоверная планировка и усилены композиционные доминанты.

Растительный ассортимент сада Тюильри очень разнообразен. Всего на его территории произрастает 2800 деревьев. Многие растения были привезены из отдаленных уголков планеты.

Главная часть сада под названием The Grand Couvert разделена на пять аллей, украшенных скульптурами и двумя полукруглыми каменными нишами.

Справа от центральной части простирается Лиственная аллея (Terraces des Feuillants). Она была заложена еще при Генрихе IV. Аллея составлена из одних тутовых деревьев, которые предназначались для разведения тутового шелкопряда. Прогуливаясь по Лиственной аллее, выходишь к зданию современного искусства, спроектированному Антуаном Стинко, – галерее Же де Пом (Galerie nationale du Jeu de Paume). Музей был названа в честь игры, породившей теннис.

Слева от главной аллеи, вдоль набережной Сены, пролегает Аллея у воды. Она заканчивается у музея Оранжери (Musée de l’Orangerie), построенного в 1892 году. Проект Музея-Оранжереи был разработан Клодом Моне. С 1927 года здесь размещается коллекция его картин, на которых изображены водные лилии, а также картины Уолтера Гильяма. В музее выставляется в том числе множество работ французских импрессионистов и постимпрессионистов.

Обе аллеи украшены скульптурами Дидьера Вермерена и Пола Ландоуски (XX век).

Аллеи приводят к Большому пруду (Grand Bassin), откуда открывается вид на Площадь Согласия. Его окружают четыре скульптуры, символизирующие четыре великие реки: Тибр, Нил, Сену и Луару. Здесь же можно увидеть и прочие скульптуры XVII – XVII веков. На Большом пруду устроен детский аттракцион – по водной глади пускаются радиоуправляемые кораблики.

В парке Тюильри можно не только насладиться красотой цветущих растений и их ароматами, но также прогуляться по лабиринту, расположенному в саду Карусель или по-простому в «карусельных садах».

Это восточная часть Тюильри. Сад Карусель появился в 1965 году. Он примечателен также 19-тью бронзовыми статуями скульптора Майоля, установленными непосредственно на газонах.

На сегодняшний день расположение всех элементов ландшафта (аллей, клумб, водоемов и рощиц), как и положено в классическом регулярном саду, подчинено строгой симметрии.

Это действительно настоящий ландшафтный театр с тщательно продуманными декорациями!

Но не только с театром можно сравнить сад Тюильри. Его также называют музеем под открытым небом или прихожей Лувра, где собрана богатая коллекция садово-парковых скульптур. Она включает в себя работы мастеров разных эпох, начиная со времен Людовика XIV и заканчивая современностью: братьев Кусту, Куазво, Карпо, Барруа, Барьянса, Кена, Майоля. Имеются среди садовых скульптур и копии музейных шедевров. Например «Венера Каллипига» Барруа и пр.

Зеленая улица Елисейские Поля, прославленная своими бутиками, выступает продолжением сада. Общая площадь Тюильри и Елисейских полей составляет 28 гектаров. Их объединяет площадь Согласия, ранее известная как площадь Людовика XV (XVIII век). Она застроена только с одной стороны и ограничена рвами, засеянными травой. Важно отметить, что Елисейские Поля с садом Тюильри вошли в Золотой фонд памятников градостроительства и являются одним из символов Парижа.

В саду Тюильри всегда много посетителей. Людей привлекает его особенная атмосфера, напоминающая эпоху королей. Парижане и многочисленные гости города с удовольствием гуляют здесь, фотографируются, отдыхают в одном из четырех кафе, расположенных в пределах сада.

Меню