Собор Парижской Богоматери
Что же представляет собой та парижская достопримечательность, которой французский писатель девятнадцатого столетия Виктор Гюго посвятил свой роман, который так и называется «Собор Парижской Богоматери» (написан в 1831 г.). Этот готический храм был возведен на о-ве Сите, в западной его части, в двенадцатом-четырнадцатом столетиях (работы, связанные с его строительством длились в течение примерно от ста семидесяти до двухсот лет). Длина храма составляет сто тридцать метров, ширина – сорок восемь метров, а высота – тридцать пять метров. Его облик отличается величием и строгостью, и вплоть до настоящего время этот храм расценивается как главный духовный центр французской столицы. По пропорциям и своей красоте Собор Парижской Богоматери являет поистине уникальное творение с неповторимым обликом. Одно то обстоятельство, что храм строился более полутора веков, не могло не сказаться на его внешнем виде, где нашло свое отражение последовательная смена течений и эпох. Стрельчатые формы, вертикали – вот чем пропитаны линии Собора, в контурах которого наблюдается игра контрастов, теней, объемов и отсутствуют какие бы то ни было прямые плоскости.
Итак, Собор начали возводить в двенадцатом столетии, а именно при Морисе де Сюлли, в 1163 г., причем в этом процессе непосредственно участвовал и римский папа. Именно ему (а римским папой в то время был Александр III) выпала честь положить в основание будущего грандиозного сооружения первый камень; что же касается финансирования, то следует отметить, что храм строился на средства простых граждан, епископов и короля. Не все зодчие, к сожалению, известны потомкам, сохранились имена только некоторых. Среди них Жан Рави и Пьер де Шель (они руководили строительством Собора в период с 1280 г. по 1330 г.), Пьер де Монтрейль и Жан де Шель (в период с 1257 г. по 1270 г.).
Французская революция нанесла Собору значительный ущерб, особенно пострадали статуи порталов, шпиль, множество изваяний. В течение продолжительного промежутка времени храм пребывал в состоянии забвения, и лишь в середине девятнадцатого столетия было принято решение о необходимости начала восстановительных работ Собора Парижской Богоматери. Главные реставрационные работы шли на протяжении 20 лет. В результате них храм не только был восстановлен, но и приобрел новые элементы: большой орган, Галерея Химер (находится на верхней площадке). Собор Парижской Богоматери украсил новый готический шпиль. Восстановлена была и Нижняя Галерея Королей.
В Собор Парижской богоматери регулярно отправляются экскурсионные группы, причем в определенные дни экскурсии бесплатны. Прослушать об истории Собора на русском языке (бесплатно) и полюбоваться его архитектурным разрешением и внутренним убранством можно в половине третьего по субботам и в два по средам, правда, все-таки перед посещением необходимо обратиться в информационное бюро храма и уточнить расписание. Экскурсия длится один час. В отдельном порядке можно совершить экскурсию в сокровищницу, где все желающие могут увидеть старинные золотые и серебряные изделия.
Есть возможность совершить экскурсию с аудиогидом, а для этого в том же бюро примерно за пять евро приобрести тридцати пяти минутное аудио-руководство. Однако есть одно «но». Аудио-руководство имеется на всех языках, за исключением русского языка.