Социальная работа на этапе создания «государства благосостояния»
Развитие социальной работы в любой стране мира тесно связано с социальной политикой государства. В Великобритании изменение характера социальной работы следовало за переменами, происходившими в социальной сфере, социальном законодательстве и в системе социального обеспечения. В связи с имеющимися в обществе проблемами и возможностями для их решения каждое государство по-своему определяет характер и формы социального обеспечения. Именно поэтому не существует единой системы социального обеспечения, общей для всех стран мира. Однако можно выделить общую цель социального обеспечения — удовлетворение минимальных материальных, социальных, образовательных и культурных потребностей населения. Общепризнанно, что в условиях, когда неформальные социальные структуры и общественные институты не в состоянии удовлетворить основные жизненные потребности человека, на помощь должна приходить система государственного социального обеспечения. Система социального обеспечения — это не просто мера улучшения благосостояния отдельных индивидов. Социальные службы могут рассматриваться и как способ достижения равенства и социальной справедливости в обществе. Они могут выступать инструментом социальных изменений или способом поддержания социального порядка. Социальные службы, принося пользу отдельным людям, стремятся таким образом достичь целей общественного процветания.
Социальная политика и социальная работа в Великобритании В Великобритании на протяжении всего XX в. происходило постоянное расширение роли государства в социальном обеспечении, а отношение к социальным проблемам и потребностям нуждающихся слоев населения сильно менялось. По сравнению, например, с США британские законы не ограничивали столь жестко государственное вмешательство в решение актуальных социально-экономических вопросов. Конституция США построена так, чтобы максимально ограничить свободу действий государства и президента, а Британское государство традиционно имело гораздо больше полномочий и более активно влияло на решение социальных проблем, возникавших в обществе. К началу Первой мировой войны в Великобритании уже сформировалась и действовала разветвленная государственная система центрального и местного управления. С ее помощью осуществлялся контроль не только в области национальной безопасности и общественного порядка, но и в сфере социального обеспечения, включая решение материальных, жилищных, медицинских, образовательных и тому подобных проблем. Во второй половине XX в. реформирование социальной сферы в Великобритании ускорилось. С 1940-х гг. по 2000 г. в политической и социальной сферах жизни британского общества произошли три крупных сдвига, которые привели к инновациям в социальной политике, социальном обеспечении и, соответственно, в социальной работе. В 1940-е гг. были приняты новые законы, которые заложили основу для развития «государства всеобщего благосостояния» (welfare state). В 1980-е гг. в результате неолиберальных (тетчеристских) экономических реформ в стране произошел частичный отказ от политики государства всеобщего благосостояния. Затем, начиная с 1997 г., когда к власти пришли «новые» лейбористы, в социальной политике Великобритании начала складываться так называемая модель «третьего пути», объединившая два предыдущих подхода. В течение 40 лет, последовавших за Второй мировой войной, все аспекты социального обеспечения были рассмотрены в законодательном порядке и получили юридическую основу. Новые законы послужили отправной точкой для развития системы социального обеспечения, организации деятельности социальных служб и задействованных в них социальных работников. На социальных работников были возложены новые обязанности, возросли их полномочия и ответственность. Изменения, происходившие в Великобритании в 1940-е гг., выражались, прежде всего, в повышении ответственности государства по отношению к своим гражданам. Введение социального страхования, увеличение государственного финансирования социальных программ отражали позитивные изменения в ценностях, что объяснялось политическими, экономическими и социальными переменами, происходившими в обществе. В это время складывается и получает развитие идея «государства всеобщего благосостояния». После Второй мировой войны «государствами всеобщего благосостояния» (welfare state) стали называть страны с развитой системой социального обеспечения и социальных служб. Цель таких государств — законодательный контроль над решением социальных проблем для обеспечения каждому гражданину прав на свободу и автономию. Принципы, на которых базируется «государство всеобщего благосостояния»: все члены общества имеют гражданские права и свободы и способны формулировать цели собственной деятельности самостоятельно. Обязанность государства — обеспечивать такие условия, в которых возможно осуществление прав человека на самореализацию. Термин «государство всеобщего благосостояния» приписывают А. Зиммерну (A. Zimmern), который впервые употребил его в 1930-е гг. для противопоставления политики нацистской Германии, ориентированной на войну («warfare»), политике государств, ориентированных на достижение благосостояния своих граждан («welfare»). Затем в 1941 г. это понятие использовал архиепископ Кентерберийский в своей книге «Гражданин и священнослужитель». Термин «welfare» он трактовал как черту и основное свойство демократического государства в противовес диктатуре, свойственной тоталитаризму. В 1942 г. идею создания «государства всеобщего благосостояния развил У. Беверидж, автор проекта проведения социальных реформ в Великобритании.