Сорбонна: основание университета в Средние века

Сорбонна: основание университета в Средние века

Париж обязан расцвету Сорбонны тем, что этот город получил право именоваться столицей Франции. На протяжении XII века в этом городе непрерывно появляются школы, собравшиеся в группку на горе Святой Женевьевы (la Montagne Sainte-Geneviève).

Эти учебные заведения выпускали учеников, которые могли получить три степени: степень бакалавра (риторика, грамматика, диалектика), лицензию (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и докторскую степень (медицина, каноническое право, теология).

Благодаря королю

Такой скорый успех быстро привёл к тому, что школы превратились в структурированную организацию уже в начале XIII века. Король Филипп Огюст решил предоставить преподавателям и студентам возможность проживания и обучения, а также гарантировать то, что полученный по окончанию школы диплом будет официально подтверждать квалификацию специалиста и даже помогать стать на новую ступень социальной лестницы.

Система школ была организована вновь согласно двум принципам. Первый из них заключался в том, что учителя и студенты были перегруппированы в общины под названием «universitas», управляемые уставами, которые действовали для всей системы университетов в целом. Второй принцип – был принцип самостоятельности. Особый статус новой организации подтверждался дипломом, который выдал король Филипп Огюст (в 1200 г.), а также папским легатом (в 1225 г.) и папской грамотой «Parens Scientiarum» Папы Грегуара IX.

Новый статус Сорбонны

С тех пор университет приобрёл статус юридического лица, а также получил немало привилегий. На новой печати учебного заведения была такая надпись: «Universitatis magistorum и scolarium parisiensium».

На протяжении 1240 г. Были назначены первые лица, которые стали во главе университет а.

В последующие годы студенты организовали четыре «нации» в зависимости от региона проживания молодых людей: «французскую», «нормандскую», «пикардийскую» и «английскую». По инициативе студентов также были созданы и факультеты: свободных искусств, медицинский, теологии и канонического права. «Королевой наук» была провозглашена теология. Несмотря на то, что в то время статистика не велась, французы уверены, что школы посещало огромное количество человек.

Европейская известность Сорбонны

С XIII в. университетская община вышла на европейский уровень того времени. В университет Сорбонна и преподаватели, и студенты съезжались из разных стран. Во многом этому способствовала распространённая тогда латынь (эту же роль сегодня выполняет английский). Ещё известнее это учебное заведение стало тогда, когда в его стенах начал преподавать известнейший немецкий теолог Альберт Великий, а затем – его ученик из Италии Томас д’ Аквин (Thomas d’Aquin), известный нам как Фома Аквитанский, причисленный к лику святых, которого называли не иначе как «гроссмейстер теологической и гуманистической мысли в Европе».

Университет получил первых спонсоров, поэтому в рядах студентов оказывались и бедные молодые люди. В 1253 году Робер де Сорбон создаёт коллеж, где учатся бедняки. Благодаря этому человеку Сорбонна и получила своё название.

Сам Робер де Сорбон был капелланом и духовником короля Людовика IX Святого. Король подтвердил статус коллежа в 1257 году. По распоряжению короля коллеж расположился на северном склоне горы Св. Женевьевы, — улице Куп-Гёль (la rue Coupe-Gueule), именуемой нынче улицей Сорбонны.

Средневековый пример Сорбонны современным людям

Преподаватели и студенты организовывали светские религиозные общины, а первые из них ещё и получали ренту от общин, взамен чего были обязаны давать бесплатные уроки студентам.

В Средние века таких преподавателей было не больше 20-30, но по тем временам это были огромные цифры, да и подобного энтузиазма в современном мире почти не найти.

Ещё чуть позже Сорбонна стала элитарным заведением, где критерием для поступления был интеллект и знания. Примечательно, что в университет принимались все без разбора: и богатые, и бедные. Главное, повторяю, было иметь золотую голову на плечах. Главными принципами в Сорбонне стали равенство, общность, мораль и знания, а девизом студентов стал знаменитый девиз «Vivere socialiter et collegialiter et moraliter et scholariter».

Итоги

Несмотря на то, что теологию преподавали в многочисленных монастырях, в Сорбонне появился прекрасный теософский факультет, соперничающий с коллежем Наварры или коллежем кардинала Лемуана.

И всё же: все эти заведения долгое время считались обыкновенными местами приюта и обучения студентов, и только в XVI в. в Сорбонне появились первые настоящие кафедры.

В конце Средневековья Сорбонна стала самым крупным научным и культурным центром, в котором обучалось около 20 000 студентов. Престижем университет был обязан не только людям, которые возглавляли Сорбонну, но и прекрасной библиотеке, богаче которой была только библиотека Епископа.

Парижский университет был колыбелью «французского гуманизма» в XV-ом веке, поэтому именно в Сорбонне установили, в 1469 г., первую типографию Франции благодаря библиотекарю короля Луи XI, Гийому Фише, и настоятелю монастыря колледжа.

Меню