Золотой Храм в Амритсаре
Хармандир-Сахиб (Хари Мандир) или Дарбарасахиб в Амритсаре (Пенджаб), сикхская святыня (гурдвара — центральный храм), чаще известный как Золотой Храм, одно из главных мест паломничества сикхов со всего мира, и популярная туристическая достопримечательность.
Место волшебной красоты и величественного спокойствия, Золотой Храм посредине озера, без сомнения, входит в десятку самых удивительных и прекрасных исторических участков на земле. Но в отличие от многих других древних святынь, Золотой Храм, имея большое значение как исторический и архитектурный памятник, ярко живет религиозной страстью. Название Золотой Храм происходит от позолоченного здания с медными куполами и белыми мраморными стенами. Стены инкрустированы драгоценными камнями, устроенными в декоративных цветочных образцах, демонстрирующих сильное влияние исламского искусства. Четыре чаттрис (кенотафы) обрамляют структуру, которая украшена стихами из Гуру Грантх Сахиб («Ади Грантх»), священного писания сикхов, живого воплощения десяти гуру сикхизма.
Уже в глубокой древности местность рядом с небольшим озером в центре тихого леса стала прибежищем для многих мудрецов и странствующих религиозных людей. Здесь они проводили дни, медитируя и размышляя. Будда, как известно, также медитировал на берегах мирного озера. Через две тысячи лет после времени, в котором жил земной жизнью Будда, другой мудрец и святой человек пришел в эти места, чтобы проводить свои дни в спокойном миросозерцании. Это был Гуру Нанак Дэв (1469-1539), основатель религии сикхов. После кончины гуру Нанака, его ученики и последователи продолжали часто посещать священное место, и на протяжении веков оно оставалось главной святыней для сикхов.
Озеро расширили, а строительство храма началось в 1574 году, который стал даром падишаха из династии Великих Моголов Акбара Великого. Строительные работы Хари Мандир или храма Божьего проходили под контролем четвертого (Гуру Рам Дас, 1574-1581) и пятого гуру (Гуру Арджана Дева Джиа, 1581-1606).
Джахангир, преемник Акбара, видел в сикхах постоянную и серьезную угрозу. Причиной, скорее всего, стало то, что сикхи поддерживали поднявшего мятеж против отца старшего сына Джахангира. Гуру Арджана Дева Джиа Джахангир велел жестоко пытать и умертвить. Последствием явилось то, что при шестом гуру Хар Гобинда, сикхи объявили о независимости. Был основан Акаль Такт и построена крепость для защиты Амритсара.
С начала 1600 до середины 1700, от шестого до десятого гуру, сикхи постоянно продолжали бороться за отстаивание своей религии и защищали храм от мусульманских армий. Во многих случаях храм разрушался мусульманами, но каждый раз его восстанавливали, делая го прекраснее и прекраснее. С 1767 года, сикхи стали достаточно сильными в военном отношении, чтобы оказать отпор захватчикам и Мир вернулся в Хари Мандир.
В начале 19 века целых сто килограммов золота ушло на покрытие перевернутого купола в форме лотоса, тогда же добавили декоративный мрамор. Вся работа с золотом и мрамором — намного более романтичная, чем»общение»с такими металлическими изделиями, как швеллер, — велась при покровительстве махараджы Пенджаба Ранджит Сингха. Легендарный правитель, создатель независимого государства сикхов, был главным дарителем денег, материалов для святыни, его почитают и помнят все люди Пенджаба и сикхское сообщество.
В июне 1984 года по приказу индийского премьер-министра Индиры Ганди на Золотой Храме, в котором скрывались вооруженные сикхские борцы, было совершенно нападение. Более 500 человек было убито в завязавшейся перестрелке. Через четыре месяца Индира Ганди была убита собственными телохранителями сикхами, что привело к резне, в которой тысячи сикхов потеряли свои жизни.
Сикхское сообщество отказалось от помощи центрального правительства в реставрации храма, и сикхи всю работу по восстановлению проделали самостоятельно. Хотя храм практически полностью возрожден, сикхи всего мира помнят об ужасном оскорблении самого важного для них сакрального места. Много людей в Амритсаре рассказывают эту историю туристам с сикхской точки зрения, которая известна, в большей степени, только с индийской стороны.
Архитектура храма обращается к двум художественным стилям — индуистскому и исламскому, представляя уникальное «извлечение корня»
В святилище на «шипованной» драгоценностями платформе лежит Ади Грантх. Текст, представляющий собой сборник религиозных стихов, молитв и гимнов 10 гуру сикхов и различных мусульманских и индуистских святых.
Амритсар — первоначально так называлось древнее озеро, потом храмовый комплекс, а позже и весь город, — означает «озеро амриты», то есть озеро напитка богов.
Несмотря на огромное священное значение, Золотой Храм всегда открыт для посетителей, как и все остальные сикхские храмы. Конечно, есть ограничения – никакого алкоголя, еды местных продуктов. Но в отличие от других индийских храмов приходящие в Золотой Храм, чувствуют себя долгожданными гостями и не подвержены массированной атаки, настойчиво умоляющих что-то купить у них. После того как обувь оставлена возле входа и голова покрыта цветным платком, паломники погружают ноги в небольшую канавку, питаемую подземными источниками. Купание символизирует очищение души.
Рядом с храмом есть комплекс общежитий для паломников: иностранцам комнаты сдаются за номинальную плату, и, по крайней мере 400 простых комнат предоставляются бесплатно сикхским паломникам.
Столовая, Гуру-как-Лангар, в которой приблизительно 35 000 человек в день кормят бесплатно волонтеры. Все приглашены присоединиться на коммунальную трапезу. Участники сидят на полу, независимо от касты, статуса, состояния, расовой принадлежности, пола, религиозных убеждений, олицетворяя главную сикхскую доктрину – равенство всех людей. Глядя на то, как проходит трапеза, кажется, что в действительности не важно — бетон и балка двутавровая или мрамор и золото»складывают»этот храм. Храм — это не архитектура, храм — это нечто внутри человека, внутри многих людей.
Самая известная и наиболее священная часть храмового комплекса – Хари Мандир (Божественный Храм) или Дарбар Сахиб (Двор Бога), та самая красивая золотая структура в центре «озера амриты», Амрит Саровар.
Чтобы достигнуть храма, нужно идти за парикрама («путь вокруг чего-то») по часовой стрелке. Затем пересечь мраморный тротуар, Мост Гуру, символизирующий путешествие души после смерти, чтобы достигнуть бангалдар, на котором стоит храм. К мосту проходят через Даршани Деорхи, потрясающие ворота, отмеченные серебреными дверями.
В Центральном сикхском Музее изображения и воспоминания сикхских гуру, воинов, и святых, включая некоторые графические портреты гуру, замученных и казненных самыми ужасающими способами.
Захватывающая сцена, которая наполнилась смыслом внутреннего покоя, в Хари Мандир. Её передают по телевидению всюду по территории Индии для зрителей сикхов.
Ниже навеса, декорированного драгоценностями, пропеты слова из священного писания, среди толпы пылких и торжественных поборников. Чаури (метелка) непрерывно развевается над Книгой, а расположенные в ряды сикхи, как удивительно органическая машина, проявляя почтение, касаются лбами полаи стен храм, исполняя действо по часовой стрелке в умеренном темпе. И
Каждый вечер Гуру Грантх Сахиб проносят в процессии вдоль моста к месту её «ложа» в Акал Такхт (здание сикхского парламента, построенное в 1609 году). Ночная церемония предоставляет возможность всем паломникам и посетителям мужского пола участвовать в почитании Святой Книги и поддержать Палки Сахиб, тяжелый паланкин, на котором несут Гуру Грантх Сахиб.