Китай: Граница, Наньнин и Куньмин
Итак, сегодня я (наконец-то!!) начинаю рассказ о нашей захватывающей поездке в Китай. Рассказывать постараюсь подробно и полезно. Задача непростая, наверное потому что путешествие было весьма насыщенным. Потому-то я так долго и не могу собраться это сделать.
Надеюсь вам будет не только интересно почитать, но и будет полезно в организации собственного путешествия.
Планирование маршрута
Хоть мы и продумывали маршрут до отправления, но пришлось менять его в пути раза три или даже четыре. В основном по причине погоды (с этого все началось). Но потом уже в силу вступили и другие факторы о которых расскажу позже.
Н ачальный маршрут выглядел вот так: Ханой — Наньнин — Куньмин — Дали — Шакси — Лижанг — Ущелье прыгающего тигра — Дажу — Лижанг — Куньмин — Ханой.
В итоге наш маршрут пошел по достаточно отличному пути: Ханой — Наньнин — Куньмин — Дали — Шакси — Джонгдьен («Шангри-Ла») – Сьенченг — Литан — Каньдин — Чэнду — Куньмин — Наньнин — Ханой.
Для наглядности я обозначила оба маршрута на карте.
Первым делом нам, конечно, потребовалось получить визу, а для этого забронировать несколько отелей иначе китайские власти тебя без организованного тура не пускают. Забронировали мы конечно не отели, а дешевые хостелы: в Дали, Шакси и Лижанге.
Визу в Китай в Ханое получить не особо сложно. Лучше всего прийти к открытию посольства или пораньше (открывается оно в 8: 30). В идеале приходите за час, на случай если будет адский аврал. В этот раз аврала не было, все было очень даже расслабленно — к открытию очередь накопилась, но не такая уж и большая. Правда года 4 назад, когда Эд получал там же визу в первый раз, очередь была неимоверно огромной, люди даже плакали от того, что до закрытия в 11 утра они не успевали подать документы. И такая ситуация продолжалась в течение нескольких дней.
Возвращаясь к нашему путешествию, визу мы получили без проблем, и после этого уже можно было купить билет.
Билеты на поезд до Наньнина не продают без визы, так что это стоит учитывать, на случай если визу вы получить успеете, но при этом останетесь без билета на поезд. Впрочем в таком случае можно воспользоваться автобусом, как оказалось. Об этом позже.
По-вьетнамски Наньнин будет Nam Ninh (по-английски он Nanning, что я бы по-русски произнесла как Нанинг, так что название «Наньнин» мне до сих пор непривычно, как и многие другие русские версии китайских названий). Безопаснее всего написать на бумажке куда вы направляетесь, потому что объяснять придется сто лет и потом может не дай бог оказаться что услышали вас в итоге неправильно.
Кстати, стоит отметить что билеты продаются на центральном железнодорожном вокзале (Ga Hanoi), однако сам поезд отправляется с другой станции. Она совсем маленькая и находится на противоположной стороне Красной реки. Это все потому, что китайцы используют другой стандарт полотна (кажется узкоколейный), поэтому и поезд, и станция отличаются. (Станция называется Gia Lam)
И вот наступил вечер отправления. Собравшись мы в нетерпении отправились к поезду. Таксист, как и следовало ожидать, не сразу разобрался куда же именно мы хотим, а потом еще и перебравшись через реку по второму кругу начал задавать вопросы, типа: куда, куда? В итоге разобрались, после многих повторов названия станции и выкриков слова «поезд» по-вьетнамски (слово «Ga», которое по совместительству еще обозначает «курица»).
Мы были в Мягком спальном вагоне (есть еще жесткий, в нем 6 полок по три с каждой стороны и он дешевле, но в него уже не было билетов). В мягком четыре полки, и он практически ничем не отличается от нашего купейного вагона (только мне кажется наши все равно мягче:).
С нами в купе ехали две китайские девочки, одна из которых хорошо говорила по-английски и весьма мило с нами поболтала. Они возвращались после нескольких месяцев путешествий по Азии домой, потому что эта девушка потеряла сразу паспорт, банковскую карту и еще что-то. И чтобы все это заменить ей нужно ждать месяц. Она сказала что после этого планирует снова продолжить свое путешествие.
Пересекаем Границу
Прохождение границы на поезде не ужасно, но немного все-таки напрягает.
Сначала всем пассажирам приходится выходить со всеми вещами из поезда и проходить проверку на вьетнамской стороне. Все заходят в большой зал, пропускают багаж через ленту и отдают свою паспорта бюрократам за стойкой. Затем все садятся и ждут пока бюрократы рассмотрят все документы. Некоторых людей иногда вызывали на разговор в отдельные комнаты. О чем говорили, понятия не имею, но в итоге всех отпустили. Занято это где-то от 45 минут до часа. Прибыли мы к пограничникам где-то в 2 часа ночи, а продолжили путь соответственно около 3.
После этого долго ехать не пришлось, так как мы прибыли на китайскую сторону границы. Тут сначала по поезду проходит пограничник, грозно на всех поглядывает, забирает паспорта и проходит дальше. После этого все выгружаются, опять с вещами и проходят проверку на китайской стороне.
Немножко сумасшедшая особенность заключается в том, что здесь двое ленивых сонных пограничников вручную осматривают багаж всех пассажиров поезда. Можете себе представить, что работают они не очень быстро:)
После того как багаж всех людей досконально ощупан, мы отправляемся дальше.
Вернувшись в поезд, но еще не получив назад паспорта, мы несколько удивлены, но тем не менее свернувшись на нижней полке, засыпаем. Уже на ходу по всем вагонам опять проходит тот пограничник, грозно всех будит и отдает паспорта. После этого мы конечно рады отправиться спать уже по-нормальному. Утром ровно в семь часов утра по поезду разносится беспощадная патриотическая музыка, ни разу не обращая внимания что поезд еще не прибыл на место назначения, а кусок законного сна был растрачен на растаможивание.
После окончания музыки мне уже не захотелось снова спать, вместо этого было очень интересно смотреть в окно: там мелькают чрезвычайно красивые виды со скало-подобными образованиями. Точно такими такие мне представлялись в Китае, как с традиционных картин.
Наньнин
После долгожданного прибытия в Наньнин мы первым делом побежали к кассе, чтобы купить билеты на следующий поезд до Куньмина. Планов оставаться здесь в у нас не было, так как мы хотели провести больше времени в последующих местах нежели чем в ничем особо непримечательном китайском городе. Да и платить за лишнюю ночь в отеле совсем невыгодно. Зачем, когда можно провести ее в поезде:)? Нам повезло и билеты на вечер того же дня мы купили без проблем. На этот раз в жесткий вагон с шестью кроватями.
Времени до отправления следующего поезда было довольно немало, сейчас уже не помню точно сколько, но примерно часов 5. Сначала мы немного погуляли, но это было не так уж весело, учитывая что присутствовал переменный дождь и у нас с собой были рюкзаки.
Походив кругами по привокзальному району, мы поняли что устали и решили попробовать отойти от вокзала подальше. В принципе больше всего нам хотелось найти просто какое-нибудь кафе, где можно сесть и выпить чаю.
Сложно себе представить, пока не окажешься в подобном стандартном китайском городе, насколько это непростая задача. Казалось бы такие кафе должны быть на каждом шагу, ведь это КИТАЙ, родина зеленого чая, чайной церемонии и даже фарфоровой чашки.
В реальности же Китай далеко отошел от этого образа. Большинство городов представляют из себя весьма плачевное зрелище из беспросветных серых новостроек. Хотя исключения конечно же есть, но они скорее подтверждают правило. Забегаловок, где можно поесть довольно много, но они совершенно не располагают к тому чтобы в них рассиживаться. А если вы к тому же еще и не собираетесь есть, то тогда это совсем дохлый номер. В итоге нам удалось, после долгих скитаний, найти очень странное гигантское кафересторан на втором этаже большого серого здания. Кафе было почти совсем пустым, но неожиданно уютным и, самое удивительное, было обставлено большими мягкими диванами. Чай и диваны однозначно превзошли наши самые высокие ожидания. Поэтому мы решили остаться там до самого отправления поезда.
К сожалению на этот момент мне уже стало понятно, что я совершила большую ошибку при покупке обуви для этой поездки. Мы с Эдом пошли на армейскую улицу в Ханое, чтобы купить военные рюкзаки, а так же возможно вьетнамские военные ботинки.
Ботинки представляют из себя хорошо прорезиненные кеды, весьма похожие на конверс. Эд решил не покупать их, а купить ботинки посерьезнее из-за его проблем со спиной. Я решила купить так как они мне понравились и стоили сто (!) рублей. К несчастью, когда я примеряла мой обычный 39 размер, мне показалось что он великоват. В итоге я взяла 38, подумав что возможно он рассчитан под мужчин и мне нужен на размер меньше.
Рюкзаки мы тоже купили, и они в итоге оказались чрезвычайно успешны.
И вот сидя в кафе после первого дня прогулок я отчетливо поняла что кеды мне малы. Правда в тот момент, несмотря на серьезную боль в ногах, я все еще надеялась что ботинки еще разносятся.
Отсидев в кафе мы направились назад к вокзалу. По дороге стали свидетелями сцены, которая меня очень насмешила: на улице было несколько магазинов продающих всяческую продукцию «взрослых», а у обочины около них стояли два мужчины, которые усиленно притворялись что они НЕ заглядывают внутрь с подростковым интересом.
Дорога до Куньмина прошла без особых приключений. Нам достались две самых верхних полки, у которых нет окон и вообще место ох как ограниченно. Приятно что при этом у окна (с той стороны где в русском плацкарте боковые полки) есть два сидения и небольшой столик. Тут могут сидеть несчастные пассажиры самых верхних полок.
Долго правда мы все равно не просидели: часов в 8 вечера уже жутко захотелось спать. Видимо давала знать о себе предыдущая ночь. Недолго думая мы отправились на нашу верхотуру мы уснули.
Кстати, если вы планируете путешествовать по Китаю на поезде, то очень советую взять с собой маску для сна. В особенности на верхних полках свет просто испепеляюще яркий. Гасят его централизованно в 10 вечера, но иногда бывают ситуации, когда хочется уснуть пораньше. Тут маска очень пригодится.
Куньмин
В Куньмин поезд прибывает очень рано, наш прибывал в 5 утра. Тут нас ждал довольно большой температурный шок. Уже в Наньнине было градусов на 10 прохладнее, чем в Ханое, но в Куньмине, особенно в такую рань было жутко холодно. Я бы не удивилась если температура была в районе градусов 13. Точных данных к сожалению нет:)
Ночевать здесь мы тоже не планировали, поэтому первым делом как обычно отправились решать вопрос транспорта. По нашей задумке мы хотели дальше ехать в Дали на автобусе.
Задача найти автобусную остановку оказалась не из самых легких. Она хитроумно упрятана позади ряда магазинов слева от железнодорожного вокзала. Автобусная касса находится в том же ряду. Никаких символов автобуса рядом с ней нет, но приглядевшись можно догадаться что тут наверное продают билеты. Кстати, в этом же ряду есть отличная забегаловка, где готовят суп с лапшой и китайские вареники на пару (как готовить и то и другое я планирую рассказать в ближайшее время).
Вторая загвоздка в том, что с этой остановки не ходят автобусы дальнего следования. Поэтому мы очень удивились, когда нам продали билет за 10 юаней (около 1, 5 долларов). Затем увидев в какой автобус нас сажают, мы испугались что нам был продан какой-то неправильный билет.
Автобус был городского типа, с пластиковыми сиденьями на которых невозможно представить себе поездку более 5 часов, которая ожидала нас до Дали. Чтобы удостовериться куда это нас посадили, мы стали спрашивать сидящую вокруг нас группу подростков. Сначала они одарили нас стереотипной реакцией в виде бесконечного хихиканья в ответ на простой вопрос, но потом все-таки уклончиво подтвердили что вроде как мы на правильном пути.
Минут через десять нас высадили неподалеку от большого автовокзала с которого уже отправляются междугородние автобусы. Опять же нам повезло и мы сразу же купили билет на автобус до Дали, отходящий через полчаса.
Автобус до Дали ходит очень приличный, в нем даже не разрешается курить (что чрезвычайно необычно для этого региона страны, об этом я думаю немало напишу попозже:)
Если я правильно помню, то ехали мы чуть дольше чем рассчитывали, но не особо. Где-то в районе 5 часов.
Виды по пути были очень красивые. Именно тут мы увидели первые традиционные китайские деревни, с белоснежными стенами и характерными крышами. Сначала мы проезжали район в котором на многих домах вместо традиционных узоров были нарисованы динозавры. Оказывается не так давно неподалеку проводились раскопки и были найдены скелеты динозавров.
Следующая группа деревень была вся расписана гигантскими грибами. Самых разных видов. Местность отлично подходит для грибов и ими знаменита. Эту особенность мы оценили уже в самом Дали.
От первой части поездки, к сожалению фотографий почти не осталось, так как в транспорте мы не очень-то хотели светить фотоаппарат, от греха подальше. Да и много из того что сняли потом не выдержало конкуренции с последующими красотами, когда закончилось место на карте памяти.
Конечная остановка этого автобуса находится в Новом Дали, весьма противном индустриальном городе неподалеку от Старого Дали, куда мы и направлялись. Едва выгрузившись из автобуса нас атаковали всяческие таксисты-частники, которые буквально силком пытаются утащить тебя в свою машину. Проблема с ними в том что риск нарваться на развод с ними больше, да и что за машина непонятно: если ты согласишься на их услуги, то нередко оказывается что их средство транспорта не совсем то на которое ты рассчитывал.
От греха подальше мы предпочитаем отбрыкиваться от слишком настырных «пеших» предложений и выйдя со станции самостоятельно выбрать такси неподалеку, с официальной машиной и счетчиком. Наш таксист благополучно довез нас в Старый Дали, а там прямо в наш забронированный хостел, по адресу на китайском, который там слава богу был выписан для удобства. Мы остановились в Lily’s Garden Inn и были очень довольны. Хозяйка хостела, Лили, оказалась очень милой и с радостью давала нам советы по любому поводу.
На сегодня пожалуй хватит рассказов о путешествиях, продолжу рассказ о Дали и Шакси в следующий раз.