Мост Золотые ворота в Сан-Франциско 1937 год, США

Мост Золотые ворота в Сан-Франциско 1937 год, США
Без сомнения, мост Золотые ворота в Сан-Франциско – одна из главных американских достопримечательностей, наряду с Эмпайр Стейт Билдинг и Статуей Свободы. Отмечено, что это «самый фотографируемый» мост мира, и, по заверениям всех, кто его видел – одно из красивейших сооружений планеты.
Мост через пролив Золотые ворота, отделяющий Сан-Франциско от округа Мэрин нужен был еще в 19-м веке, но в те времена о нем можно было только мечтать: создание столь колоссальной конструкции, соединившей бы отстоящие друг от друга на 1300 метров берега пролива, было непосильной задачей для существовавших технологий. Приходилось довольствоваться сообщением при помощи парома, курсировавшего с одного берега на другой. Но прогресс не стоял на месте, и в 20-м веке о строительстве моста начали задумываться всерьез. В 1916-м конструктор Джеймс Уилкинс написал статью о проекте будущего моста, и с того момента этот проект был предметом широко обсуждения и многочисленных дебатов.
Проблема состояла в огромной расчетной стоимости сооружения. 100 миллионов долларов в деньгах начала столетия являлись ни с чем не соразмерной, непосильной и экономически бессмысленной суммой. Годы шли, Сан-Франциско рос не по дням, а по часам, и наконец, стало очевидным, что постройка моста – всего лишь вопрос времени. А сэкономить на строительстве удалось благодаря талантливому инженеру Джозефу Штраусу, который был экспертом по проектированию мостов, и разработал около 400 подобных конструкций. Джозеф во всеуслышание заявил, что берется построить стальной мост всего за 17 миллионов – почти вшестеро дешевле первоначального проекта!
Секрет был в подвесной системе, позволявшей сэкономить огромные средства на материалах: такая система была значительно более легкой и гибкой, и имела массу преимуществ. Но до сих пор никто не строил подвесных мостов таких размеров, так что долгое время проект Штрауса считался сомнительным, и инженеру понадобилось несколько лет, прежде чем он получил одобрение властей. Кроме того, привлеченные эксперты уверяли, что затраты окажутся значительно больше заявленных, хотя, конечно, в несколько раз меньше ста миллионов. В результате проект в целом был одобрен (в частности, отмечалось, что он благотворно повлияет на сталелитейную промышленность и занятость населения), и, начиная с 1923 года, ассоциация «Bridging the Golden Gate» приступила к подготовке: приобретали земельные участки на берегах пролива, вели переговоры со строителями дорожной инфраструктуры, оговаривали с правительством порядок финансирования. Штраус был главой проекта, но он не был экспертом по подвесным мостам, а потому основная часть ответственности ложилась на плечи многочисленных специалистов в этой области. Проект по строительству моста Золотые ворота был новаторским и амбициозным, и во многом авангардным. Еще на этапе подготовки к работе утвердили знаменитый оранжевый цвет – это был цвет водоупорного грунта, на который могла лечь стандартная серая краска. Но мост решили оставить оранжевым. Финансирование решено было начать в 29-м, но знаменитый биржевой обвал в том году чуть было вовсе не поставил крест на проекте. Время было нелегкое – начиналась Великая Депрессия, расходы на строительство грозили стать непомерной нагрузкой на бюджет. Тем не менее, в 30-м году смету все же утвердили – сумма составляла уже 27 миллионов, которые должны были быть выручены от продажи акций предприятия. Но из-за Депрессии реализовать их оказалось невозможным, и тогда в 1932-м их целиком выкупил Bank of America. Наконец, 5 января 1933 года строительство было начато.
Генеральным подрядчиком стала строительная компания McClintic-Marshall Construction Co. Штраус руководил всей стройкой, и проявил себя как уверенный и талантливый организатор. В числе его прочих заслуг – создание системы страховочных сеток, которые спасли жизни многих сорвавшихся вниз рабочих (спасшиеся организовали неофициальный клуб «На полпути в преисподнюю»). За все время строительства погибло около двух десятков человек (десять – из-за обрушившегося за несколько дней до открытия помоста), но если бы не Штраус, их количество было бы как минимум вдвое больше. Работа сильно осложнялась волнением на воде, туманами, ветром. Но, несмотря на все трудности, проект был полностью завершен в полном соответствии с планами в апреле 1937 года. На возведение моста понадобилось чуть больше трех лет, а итоговая стоимость составила примерно 35 миллионов долларов.
Празднование по случаю открытия моста Золотые ворота в Сан-Франциско, начавшееся в день открытия 27 мая 1937 года, продолжалось неделю. Великолепный оранжевый мост, отливавший золотом на закате, символизировал экономическую и инженерную мощь Соединенных Штатов, и по праву стал считаться настоящей национальной гордостью и великим народным достоянием. Соединив берега, он сделал возможным добираться до округа Мэрин за несколько минут вместо нескольких часов на пароме. Начиная с апреля 1937 года, в жизни Сан-Франциско началась новая эра.
Мост Золотые Ворота — огромная конструкция. Высота массивных опор составляет 227 метров над уровнем воды, общая длина – 2 737 м, ширина – 27 метров. В конструкции использовано 129 000 километров троса, 1 200 000 заклепок. Главные кабели, идущие от одного берега к другому и держащие на себе вес пролетов, сплетены из 27 572 тросов. Вес моста составляет около 894 000 тонн. Шестиполосное шоссе пропускает по 100 тысяч машин в сутки. Проезд на север – бесплатный, на юг — $ 6. Мост является единственным выездом из мегаполиса на север и частью федеральной трассы 101. Сегодня мост Золотые ворота – один из главных символов США, и один из ценнейших объектов американской инфраструктуры.
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Еще статьи рубрики:
Первые дирижабли. Дирижабль Цеппелини
Гора Рашмор, скала президентов

Меню